Вторник
19.03.2024
04:28





Хочешь помочь? Кликай, вводи код и в Фонд будут начислены средства!

Авторизация

Поиск
загробный мир книга Соболев Велесов Круг поселение Дикое поле обряд Купало фото Михаил Нечай мольфар Славяне община десятник дружина князь копное право род сотник староста 1984 авиация контроль россия слежение божественная девочка Женщина обычаи традиции археология захоронение новгород АЧС Россельхознадзор свиньи стерильная зона украина чума Донецк арест взятка гривна евро иван пащенко крупная сумма Пащенко Суд чиновник арии Аркаим АРКОНА бус вера Летопись пирамиды руны Русколань дождь жара засуха урожай донбасс Дух легенда поверье рудник существо Уголь шахта шубин весна заклички заклички весны масленица масялна обряды язычество
Онлайн
Наш опрос
Клуб народной традиции - что бы Вы хотели?
Всего ответов: 162
Календарь
Праздники славян
Архив записей
Други
Дарисвет
Славянская Библиотека :: Славянское Язычество: славянская культура; искусства и ремёсла, РОДные боги, духи и существа, книги, музыка различных стилей, видео, клипы, календарь, традиционные славянские праздники, Вече.

Рейтинг Славянских Сайтов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Сухий 2024  »
ПнВтСрЧтПтШсНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031






















Кологод

Страница в разработке
календарь

1. КОЛЯДА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд обновления — возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая»новорождённому Солнцу.

 

2. БОЛЬШИЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИ ВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Большие Зимние Святки,двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть Светлых — светлое Полуколо года, и другие шесть Тёмных — тёмное Полуколо),начиная с кануна Коляды (сам день Коляды не входит в число Святочных) и до Водокреса (см. далее): с 24 стуженя/декабряпо 5 сеченя/января.Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнатьтьму (как это было во времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широкораспахнуты. Это пора поминовения предков — Навьих Дедов, колядования,обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок и прочего.


3. ВОДОКРЕССвятодень, завершающий Святочные бесчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес— Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в нихв этот день, исцелился от всевозможных недугов.


4. ГРОМНИЦА — встреча зимы с весной на мироколице Яви, когда силы юной Весны дают первый бой силамМорены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов гром. В народеговорят: «На Громницу зима с летом (весной)встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима намороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своейберлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Моренубыть милостивой к ним.


5. МАЛЫЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС ВОЛЧИЙСВАТ — Святодень, посвящённый Велесу ВолчьемуСвату, предваряющий Малые Велесовы, или Волчьи,Святки и Великий Велесов день (см. далее).


6. МАЛЫЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Малые Зимние Святки, Велесова седмица — с 4 по 10 лютеня/февраля — череда Святодней междуВелесом Малым (3 лютеня/февраля) и Велесом Великим(11 лютеня/февраля): 4 лютеня— Велес Студёный, 5 лютеня — Велес Корович (или ВелесКоровятник), 6 лютеня —Велес Телятник, 7 лютеня — Велес Лукавый, 8 лютеня — Велес Серповидец, 9 лютеня — Велес Житный Дед, 10 лютеня— Велес Зимобор.


7. ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР— Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (ВелесуЗимнему). О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровийпраздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыкавсякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительствада защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Вещие волхвы, вдохновенныесказители, буйные скоморохи чтут Велеса — ПремудрогоБога, своего Вышнего Покровителя — особо: волхованиями да воспеваниями,радениями да славлениями.


8. ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ)— зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первыевести о грядущем весеннем тепле.


9. КОЩЕЕВ ДЕНЬ — отмечается один раз вчетыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог«возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к РоднымБогам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде.


10. СОРОКИ — ЗакличкиВесны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых внароде Ярилиными Плешами. Согласно славянскимверованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближениеДевы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот годособую удачу и добрый урожай.


11. МАСЛЕНИЦА, КОМОЕДИЦА (КОМОЕДИЦЫ) —один из четырёх важнейших праздников Кологода,приуроченный к Весеннему Равноденствию[16] иотмечаемый 25 березозола/мартатако же предшествующая ему Масленичная седмица[17] (с 18 по 24 березозола/марта).Согласно славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силупосле зимы, а души предков «прилетают на птичьих крылах» из ИрияНебесного навестить нас — своих потомков[18].Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от «крес»— «огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Основные обрядовые блюда наМасленицу: блины, сыр, творог, масло.

Во времяМасленичной седмицы[19] тако же празднуют Комоедицу —Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгойзимней спячки[20]. Родноверы-мужчинычествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинамина Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из смесимуки овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в леси кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которогопросят не драть скот и не озрничать на пасеках втечение всего года.


12. ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО — чествованиеДомового Хозяина и принесение ему особливых треб.


13. ВОДОПОЛ (ИМЕНИНЫ ВОДЯНОГО) —пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.


14. СТРИБОГОВ ДЕНЬ (СТРИБОГ ВЕШНИЙ) —тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннеетепло, перемежающееся с ненастьем.


15. ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) — Святодень, посвящённый вещей птице — Ворону. Каркая наддомом, где живут не по Прави, Ворон — как вестник Кощного Бога — призывает на нечестивцев Навью кару. Мудрым же Ворон — как потворник Велесов — приносит в клюве своём Живую и Мёртвую воду иоткрывает тайны жизни и смерти.


16. ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ — череда Святодней,предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейнаяседмица (с 16 по 22 цветеня/апреля), посвящённая чествованию Девы Лели — юной БогиниВесны и девственной Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» женскихводяных духов — русалок-берегинь. Осию пору девы в долгорукавках без оберегов,уподобляясь русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней.


17. ЛЕЛЬНИК — Девичий праздник,завершающий Русалью (Русальскую)седмицу, или Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля— накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию порурасцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневыйсад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудняприлетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзыптицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Еслиумыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потомЖивой водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берегаводоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят своюдевичью ворожбу.

 

18. ЯРИЛО ВЕШНИЙ — Ярила «отмыкает»(оплодотворяет[24]) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинаетсябурный рост трав.


19. ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЧЬ — чародейнаяночь с 30 цветеня/апреляна 1 травеня/мая, когда Чернобогокончательно передаёт Коло года Белобогу, а ВратаНави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

 

20. ВЕШНИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) —череда Святодней, предшествующих дню Земли (см.далее), седмица поминовения предков (с 1по 7 травеня/мая), когда навии(души умерших) посещают живых.


21. ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ, ИЛИ ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ (ДЕНЬЗЕМЛИ) — Святодень, когда пробудившаяся послезимнего сна Мать Сыра-Землячествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает»,поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метатьножи. Особливо чтутся водень сей Велес и Макошь — Земные Заступники. Волхвывыходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.


22. ЖИВИН ДЕНЬ — Святодень,посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны.


23. ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) —череда Святодней, предшествующих ЯрилеМокрому (см. далее), чародейная седмица (с 26 травеня/маяпо 2 кресеня/июня), посвящённая проводам весны исопутствующих ей женских духов — русалок-берегинь.Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина — Жена Лада. О сиюже пору провожают Кострому — Ярилину сестру, макая Еёчучелко[32] вводу, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сиесвященнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалоки рубахи-долгорукавки без оберегов.


24. ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ — Змеиный праздник,отмечаемый во время Зелёных Святок; один из СвятоднейКологода, посвящённых Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницыВелесовы, выходят на белый свет, принося Землеплодородие.


25. ЯРИЛО МОКРЫЙ[36] И ТРОЯН (ТРИБОГОВДЕНЬ) — праздник конца весны и начала лета, отмечаемый 3 кресеня/июня, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе БогаТрояна над Чёрным Змеем. О сию пору родноверы прославляютСварожий ТриглавСварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощениеммощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших Свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.


26. КУПАЛА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченныйк Летнему Солнцевороту[39].Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета всехживотворящих сил Матушки Природы. О сём речено в народе: «На Купалу — Солнце на зиму, а лето на жару»,«Кто не выйдет на Купальню — тот будет пень-колода, а кто выйдет на Купальню —тот будет бел-берёза», «Где Ярило купался, там берегколыхался; где Мара купалась, там траварасстилалась».


27. СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) —чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, какправило, приходящееся на самый разгар летней жары.

«Православные»христиане отмечали 29 кресеня/июня Петров день (день Петра и Павла). В народеговорили: «Пётр и Павел жару прибавил», «Пётр и Павелдень убавил», «К Петрову дню вода в реке умеженится(спадёт)», «На Петров день Солнышко играет». Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных, или Сварожьих(Петровских), качелях: «Петровские качели — на Летопроводца[43]обрученье», поэтому Летнее Сварожье почитается тако же днём Лады.

 

28. ИМЕНИНЫ МЕСЯЦА — праздник,посвящённый чествованию ясного Месяца и его Вышних Покровителей — ВелесаРогатого и Мары Луноликой.


29. ЛЕТНЕЕ МАКОШЬЕ (ЛЕТНИЕ МОКРИДЫ) — Святодень Макоши-Мокрины.


30. ПЕРУНОВ ДЕНЬ — великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей.По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры»(сглазы и порчи) и многие болезни.

Перунов день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, пообычаю, было нельзя: «На Перунов день снопов не мечут: грозой спалит». В этотдень не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесусвободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Тако же на Ильин день перегоняли пчёл, подчищали ульи,подрезали первые соты. Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.

Готовились к Перунову дню в течение целой недели. Пекли огромный пирогна всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. Всамом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев. Самопразднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую,подробнее о коих см. наши: «Свято Перунье» и«Перунов день».


31. МЕДОВЫЙ СПАС — первый из трёх Спасов, праздников Урожая. О сию пору, по народнымприметам, пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов, и пчельники начинаютвыломку сотов.


32. ЯБЛОЧНЫЙ СПАС — второй из трёх Спасов, праздников Урожая. В этот день на Капищахпроисходит торжественное благословение принесённых плодов, после чего ихразрешается употреблять в пищу.


33. ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) — буйныеветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести огрядущей осени.


34. ЛАДИНО ПОЛЕТЬЕ — «молодое бабье лето», череда Святодней,посвящённых Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета, отмечаемые с15 по 28 серпеня/августа.

 

35. СПОЖИНКИ — праздник окончанияжатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землюза урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая[50]) изаплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу[51].

В некоторыхгуберниях Спожинки праздновались в один день с Хлебным Спасом (16 серпеня/августа).

 

36. ХЛЕБНЫЙ (ОРЕХОВЫЙ, ВОДЯНОЙ) СПАС —третий, последний Спас, праздник Урожая, СвятоденьВеликой Матери Макоши. О сию пору обходят колодцы,принося требы Государыне Воде, женщины кланяются Великой Матери холстами ипряжей.

Вскоре затретьим Спасом следует Конский праздник (18 серпеня/августа),один из Велесовых дней Кологода.

 

37. ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО — чествованиеЛесного Хозяина и принесение ему особливых треб.


38. МАКОШИНО ПОЛЕТЬЕ — «старое бабьелето», череда Святодней, посвящённыхБогине Макоши-Прародительнице, последние тёплые днилета, отмечаемые с 1 по 7 вересеня/сентября.


39. ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ — праздниквсего рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия.Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макошикак Матушки-Осенины. В этот день приносят требы РодуВседержителю (Всебогу) и роду небесному (предкам), а тако же прославляют род земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду-Всеотцу иРодным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам!»


40. ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ — осенний Змеиныйпраздник; один из Святодней Кологода,посвящённых Велесу. Свадьба Велеса и Мары.

По народнымповерьям, в этот день змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — «ЗмеиногоЦаря», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают полесам, а потом «проваливаются сквозь землю», где спят до будущей весны.

О сию же порув деревнях совершался обережный обряд «похорон мух,блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины.Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманныхнасекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворнопричитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мухподвешивали в «гробиках» к ветке дерева, повторяя таким образом один из древнейших способовзахоронения покойников.

 

41. ЛИСТОБОЙ (СТРИБОГ ОСЕННИЙ)— холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенниехолода, перемежающиеся с последними тёплыми днями.


42. ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) — одиниз четырёх важнейших Святодней Кологода,приуроченный к Осеннему Равноденствию[59].Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина«прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всехсобравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» — тоэто означает богатый урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после чего жрецблагословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год неузрели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». Согласнославянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга,куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны[60],оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави.


43. ПЕРВОЕ, ИЛИ МАЛОЕ, ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ(ПОКРОВ) — Сварог кроет Землю павшим листом дакличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле —конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень«переламывается» на зиму.


44. ПРОВОДЫ ЛЕШЕГО — прощание с Лесным Хозяином до будущей весны.


45. ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) —череда Святодней, предшествующих ОсеннемуМакошью (см. далее), седмица поминовения предков (с 21 по 27 листопада/октября),проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ предков в Ирий — до будущей весны.


46. ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ)Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущейвесны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чемдосадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют ирасчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а такоже предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами исмотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу.


47. ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЧЬ — чародейнаяночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобогокончательно передаёт Коло года Чернобогу, а ВратаНави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

 

48. ВТОРОЕ, ИЛИ ВЕЛИКОЕ, ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ(СВАРОЖКИ) — череда Святодней, посвящённыхСварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей (Сварожьяседмица: с 1 по 7 груденя/ноября).Пора окончательного «закрытия» Сварги, а тако же время, когда Земля начинает сковываться на зимульдом.


49. МАРИН ДЕНЬ — приход Морены-Зимы.


50. КОРОЧУН — самый короткий день вгоду, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год.Празднуется накануне Зимнего Солнцеворота или накануне Коляды.


 Двадцать важнейших Святодней Кологода суть:

* 1. КОЛЯДА(25 стуженя/декабря);

2. Водокрес (6 сеченя/января);

3. Громница (2 лютеня/февраля);

4. Велесов день (11 лютеня/февраля);

5. Сороки — Заклички весны (9 березозола/марта).

* 6.МАСЛЕНИЦА-КОМОЕДИЦА (25 березозола/марта);

7. Ярило Вешний (23 цветеня/апреля);

8. Вешние Деды(с 1 по 7 травеня/мая);

9. Вешнее Макошье (9 травеня/мая);

10. Ярило Мокрый (3 кресеня/июня).

* 11. КУПАЛА (24 кресеня/июня);

12. Летнее Сварожье (29 кресеня/июня);

13. Перуновдень (20 липеня/июля);

14. Спожинки (15серпеня/августа);

15. День Родаи Рожаниц (8 вересеня/сентября).

* 16. ТАУСЕНЬ-РОДОГОЩ (24 вересеня/сентября);

17. Осенние Деды (с 21 по 27 листопада/октября);

18. Осеннее Макошье (28 листопада/октября);

19. Осеннее Сварожье (с 1 по 7 груденя/ноября);

20. Марин день(21 груденя/ноября).

(Звёздочкой помечены четыре важнейших Солнечных Святодня Кологода.)

 

 

ДВЕНАДЦАТЬ УДЕЛОВ БОЖЕСКИХ КОЛОГОДНЫХ

 

Двенадцать Уделов Божеских Кологодных, из коих состоит Коло Сварожье, суть:

1. Удел Коляды— месяц сечень/январь.

2. Удел Велеса— месяц лютень/февраль.

3. Удел Лели(Весны-Девы) — месяц березозол/март.

4. Удел Ог