Как воспитывали детей на Руси. Традиции и обычаи
В системе духовных ценностей восточных славян сохранение племени было основным понятием. Жизнь отдельного человека всецело зависела от семьи, общины и племени. Уклад жизни славян определял традиции в воспитании детей, нравственные ценности, передаваемые из поколения в поколение. В детях воспитывали уважение к повседневному труду, как к наиболее достойному и значимому занятию человека..
В дохристианской Руси воспитательные методы были тесно связаны с языческими представлениями о природе и окружающем мире. Воспитание было направленно, прежде всего на то, чтобы развить в каждом ребенке важные и полезные для общины качества характера, такие как трудолюбие, честность, исполнительность, уважение к старшим и т.д. Через традиционные обряды и фольклор ребенок учился основам различного вида деятельности, узнавал природу и окружающий мир.
О детях заботилась вся семья, и опека это начиналась задолго до его появления на свет. Издревле члены славянской семьи старались оградить беременную женщину от всяких напастей. Например, в последние перед родами месяцы женщину даже не выпускали из дому, потому что в доме она находилась под опекой домового и священного огня домашнего очага. Да и вообще, боясь сглаза, даже сам факт беременности женщина пыталась скрыть по возможности дольше, а срок родов хранила в строжайшем секрете. Но сама беременная считалась любимицей богов и могла приносить счастье и удачу. Женщину, ждущую ребенка, иногда специально приглашали в сад и угощали яблоком. Согласно приметам, если беременная отведает яблоко с молодой яблони, дерево весь свой век будет богато плодоносить.
Процесс рождения славяне считали один из самых сакральных событий. Они верили, что рождение, как и смерть, нарушает тонкую грань между миром живых и мертвых людей. Поэтому рождение ребенка считалось опасным делом не только для матери и новорожденного, но и для всех родичей. По этой причине женщина не оставалась рожать дома, чтобы не навредить остальным. Она чаще всего уходила в лес или хотя бы в другое помещение, например, в баню.
Существовало много обычаев и обрядов, цель которых была помочь женщине в родах. Например, чтобы тело матери легче раскрывалось, и ребенок быстрее родился, роженице расплетали волосы. Даже в доме открывали все окна и двери, развязывали узлы и отпирали замки. В родах будущей матери обычно помогала опытная женщина, которая сама уже имела нескольких здоровых детей. Не редко на родах присутствовал и муж, это было обычным делом и считалось, что нет ничего дурного в том, что рядом со страдающей женщиной находится любящий и надежный человек.
Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле для того, чтобы он рос хорошим охотником или мастеровым. Если появлялась на свет девочка, то пуповина отсекалась на веретене, чтобы девочка росла трудолюбивой рукодельницей. Пупок ребенку перевязывали льняной ниткой, куда вплетались волосы отца и матери.
Самые первые манипуляции, которые совершались с новорожденным были связаны с многими обрядами и верованиями. Кстати, христианский обычай при крещении окунать ребенка в воду встречается у многих народов, далеких от христианских традиций. Этнографы видят в этом обычае отголоски древнего ритуала приобщения человека к Космосу.
Глава семейства брал на руки новорожденного и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребенка была долгой. Затем младенца показывали Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребенка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорожденный представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.
Потом ребенку давали имя, однако оно хранилось в строжайшем секрете. Славяне считали, что имя во многом определяет судьбу человека. Имя нужно было оберегать от злых духов и недобрых людей, поэтому у славян долгое время существовал обычай двойных имен: одно имя тайное, давалось при рождении, а другое имя было мирским.
Воспитание ребенка рассматривалось как процесс его взросления, который проходил в несколько этапов: "молодой" - 3-6 летнее дитя, "чадо" - 7-12 летний ребенок, "отрок" - подросток 12-15 лет.
Дети до 3-4 лет находились под опекой матери. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступившего во взрослую жизнь человека называли "матёрым", то есть воспитанным матерью.
А как раньше русские женщины носили ребенка?
Рассказывает Екатерина Полянская.
"Моя прабабушка из Смоленской области показала мне методы ношения детей в подоле (переднике).
Исходная позиция. Вид спереди и сзади (фото Татьяны Тактаевой.
На бедре.
Передник поворачивается на бок, концы завязываются на плече.
Колыбелька.
Концы на плече. Ребенок головой к узлу.
За спиной.
Передник задом на перед. Концы на шее.
На груди.
Передник правильно. Концы на шее.
Прабабушка, Васса, рассказывала, что так детей носили часто, это было обычным делом. За спиной даже в лес по грибы ходили. И дома носили. Старшие девочки младших детей на бедре часто носили так.
Про возраст она смутно говорила как-то. Типа, пока грудью кормили, и нельзя было дома на старших детей оставить. Ну, а сколько там грудью кормили, я как-то в детстве не поинтересовалась... Знающие люди подсказали, что три Великих поста, два с половиной - три года."
Все эти 3-4 года, что ребенок был рядом с матерью, он прежде всего оказывал посильную помощь именно ей. С пятого года жизни ребенок начинал активно привлекаться к мужским или к женским хозяйственным делам, его посвящали в мир сказок легенд.
С семилетнего возраста и до 14-15 лет ребенок считался отроком. По истечению срока отрочества девочки оставались под присмотром матери и продолжали учиться ведению домашнего хозяйства. Мальчики попадали под опеку отца и обучались мужским занятиям. Дети дружинников, например, учились ратному делу и уже с 12-летнего возраста жили в особых домах – гридницах, где познавали военное ремесло.
Когда мальчик начинал становиться юношей, а девочка - девушкой, их статус в семье менялся. Они переходили в разряд молодежи, будущих женихов и невест, готовых к семейной жизни и продолжению рода. Этот переход ознаменовывался ритуалом инициации, своего рода экзаменом на духовную и физическую зрелость. Суть ритуала заключалась в своего рода «смерти» с последующим «возрождением». «Заново рожденный» ребенок получал новое имя (чаще всего это было первое наречение имени), взрослую одежду: юноши носили мужские штаны, а девушки с этого времени одевали поневы, род юбок из клетчатого полотна, которые носили на пояске поверх рубахи. С того момента как девушка меняла свою прежнюю детскую одежду на взрослую, ее можно было сватать. Так и начиналась взрослая жизнь.
Татьяна Акимова
источник: http://www.lelekasvit.com.ua/