Как воспитывали детей на Руси. Традиции и обычаи
В системе духовных ценностей восточных славян сохранение племени было основным понятием. Жизнь отдельного человека всецело зависела от семьи, общины и племени. Уклад жизни славян определял традиции в воспитании детей, нравственные ценности, передаваемые из поколения в поколение. В детях воспитывали уважение к повседневному труду, как к наиболее достойному и значимому занятию человека..
В дохристианской Руси воспитательные методы были тесно связаны с языческими представлениями о природе и окружающем мире. Воспитание было направленно, прежде всего на то, чтобы развить в каждом ребенке важные и полезные для общины качества характера, такие как трудолюбие, честность, исполнительность, уважение к старшим и т.д. Через традиционные обряды и фольклор ребенок учился основам различного вида деятельности, узнавал природу и окружающий мир.
О детях заботилась вся семья, и опека это начиналась задолго до его появления на свет. Издревле члены славянской семьи старались оградить беременную женщину от всяких напастей. Например, в последние перед родами месяцы женщину даже не выпускали из дому, потому что в доме она находилась под опекой домового и священного огня домашнего очага. Да и вообще, боясь сглаза, даже сам факт беременности женщина пыталась скрыть по возможности дольше, а срок родов хранила в строжайшем секрете. Но сама беременная считалась любимицей богов и могла приносить счастье и удачу. Женщину, ждущую ребенка, иногда специально приглашали в сад и угощали яблоком. Согласно приметам, если беременная отведает яблоко с молодой яблони, дерево весь свой век будет богато плодоносить.
Процесс рождения славяне считали один из самых сакральных событий. Они верили, что рождение, как и смерть, нарушает тонкую грань между миром живых и мертвых людей. Поэтому рождение ребенка считалось опасным делом не только для матери и новорожденного, но и для всех родичей. По этой причине женщина не оставалась рожать дома, чтобы не навредить остальным. Она чаще всего уходила в лес или хотя бы в другое помещение, например, в баню.
Существовало много обычаев и обрядов, цель которых была помочь женщине в родах. Например, чтобы тело матери легче раскрывалось, и ребенок быстрее родился, роженице расплетали волосы. Даже в доме открывали все окна и двери, развязывали узлы и отпирали замки. В родах будущей матери обычно помогала опытная женщина, которая сама уже имела нескольких здоровых детей. Не редко на родах присутствовал и муж, это было обычным делом и считалось, что нет ничего дурного в том, что рядом со страдающей женщиной находится любящий и надежный человек.
Самые первые манипуляции, которые совершались с новорожденным были связаны с многими обрядами и верованиями. Кстати, христианский обычай при крещении окунать ребенка в воду встречается у многих народов, далеких от христианских традиций. Этнографы видят в этом обычае отголоски древнего ритуала приобщения человека к Космосу.
Глава семейства брал на руки новорожденного и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребенка была долгой. Затем младенца показывали Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребенка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорожденный представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.
Потом ребенку давали имя, однако оно хранилось в строжайшем секрете. Славяне считали, что имя во многом определяет судьбу человека. Имя нужно было оберегать от злых духов и недобрых людей, поэтому у славян долгое время существовал обычай двойных имен: одно имя тайное, давалось при рождении, а другое имя было мирским.
Воспитание ребенка рассматривалось как процесс его взросления, который проходил в несколько этапов: "молодой" - 3-6 летнее дитя, "чадо" - 7-12 летний ребенок, "отрок" - подросток 12-15 лет.
Дети до 3-4 лет находились под опекой матери. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступившего во взрослую жизнь человека называли "матёрым", то есть воспитанным матерью.
А как раньше русские женщины носили ребенка?
Рассказывает Екатерина Полянская.
"Моя прабабушка из Смоленской области показала мне методы ношения детей в подоле (переднике).
Исходная позиция. Вид спереди и сзади (фото Татьяны Тактаевой.

На бедре.
Передник поворачивается на бок, концы завязываются на плече.
Колыбелька.
Концы на плече. Ребенок головой к узлу.
За спиной.
Передник задом на перед. Концы на шее.
На груди.
Передник правильно. Концы на шее.
Прабабушка, Васса, рассказывала, что так детей носили часто, это было обычным делом. За спиной даже в лес по грибы ходили. И дома носили. Старшие девочки младших детей на бедре часто носили так.
Про возраст она смутно говорила как-то. Типа, пока грудью кормили, и нельзя было дома на старших детей оставить. Ну, а сколько там грудью кормили, я как-то в детстве не поинтересовалась... Знающие люди подсказали, что три Великих поста, два с половиной - три года."
Все эти 3-4 года, что ребенок был рядом с матерью, он прежде всего оказывал посильную помощь именно ей. С пятого года жизни ребенок начинал активно привлекаться к мужским или к женским хозяйственным делам, его посвящали в мир сказок легенд.
С семилетнего возраста и до 14-15 лет ребенок считался отроком. По истечению срока отрочества девочки оставались под присмотром матери и продолжали учиться ведению домашнего хозяйства. Мальчики попадали под опеку отца и обучались мужским занятиям. Дети дружинников, например, учились ратному делу и уже с 12-летнего возраста жили в особых домах – гридницах, где познавали военное ремесло.
Когда мальчик начинал становиться юношей, а девочка - девушкой, их статус в семье менялся. Они переходили в разряд молодежи, будущих женихов и невест, готовых к семейной жизни и продолжению рода. Этот переход ознаменовывался ритуалом инициации, своего рода экзаменом на духовную и физическую зрелость. Суть ритуала заключалась в своего рода «смерти» с последующим «возрождением». «Заново рожденный» ребенок получал новое имя (чаще всего это было первое наречение имени), взрослую одежду: юноши носили мужские штаны, а девушки с этого времени одевали поневы, род юбок из клетчатого полотна, которые носили на пояске поверх рубахи. С того момента как девушка меняла свою прежнюю детскую одежду на взрослую, ее можно было сватать. Так и начиналась взрослая жизнь.
Татьяна Акимова
источник: http://www.lelekasvit.com.ua/