Среда
24.04.2024
19:44





Хочешь помочь? Кликай, вводи код и в Фонд будут начислены средства!

Авторизация

Поиск
загробный мир книга Соболев Велесов Круг поселение Дикое поле обряд Купало фото Михаил Нечай мольфар Славяне община десятник дружина князь копное право род сотник староста 1984 авиация контроль россия слежение божественная девочка Женщина обычаи традиции археология захоронение новгород АЧС Россельхознадзор свиньи стерильная зона украина чума Донецк арест взятка гривна евро иван пащенко крупная сумма Пащенко Суд чиновник арии Аркаим АРКОНА бус вера Летопись пирамиды руны Русколань дождь жара засуха урожай донбасс Дух легенда поверье рудник существо Уголь шахта шубин весна заклички заклички весны масленица масялна обряды язычество
Онлайн
Наш опрос
Клуб народной традиции - что бы Вы хотели?
Всего ответов: 162
Календарь
Праздники славян
Архив записей
Други
Дарисвет
Славянская Библиотека :: Славянское Язычество: славянская культура; искусства и ремёсла, РОДные боги, духи и существа, книги, музыка различных стилей, видео, клипы, календарь, традиционные славянские праздники, Вече.

Рейтинг Славянских Сайтов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Березозол 2024  »
ПнВтСрЧтПтШсНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930






















Воспитание

Как воспитывали детей на Руси. Традиции и обычаи


В сис­те­ме ду­хов­ных цен­но­стей вос­точ­ных сла­вян со­хра­не­ние пле­ме­ни бы­ло ос­нов­ным по­ня­ти­ем. Жизнь от­дель­но­го че­ло­ве­ка все­це­ло за­ви­се­ла от се­мьи, об­щи­ны и пле­ме­ни. Ук­лад жиз­ни сла­вян оп­ре­де­лял тра­ди­ции в вос­пи­та­нии де­тей, нрав­ст­вен­ные цен­но­сти, пе­ре­да­вае­мые из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. В де­тях вос­пи­ты­ва­ли ува­же­ние к по­все­днев­но­му тру­ду, как к наи­бо­лее дос­той­но­му и зна­чи­мо­му за­ня­тию че­ло­ве­ка..

В дох­ри­сти­ан­ской Ру­си вос­пи­та­тель­ные ме­то­ды бы­ли тес­но свя­за­ны с язы­че­ски­ми пред­став­ле­ния­ми о при­ро­де и ок­ру­жаю­щем ми­ре. Вос­пи­та­ние бы­ло на­прав­лен­но, пре­ж­де все­го на то, что­бы раз­вить в ка­ж­дом ре­бен­ке важ­ные и по­лез­ные для об­щи­ны ка­че­ст­ва ха­рак­те­ра, та­кие как тру­до­лю­бие, че­ст­ность, ис­пол­ни­тель­ность, ува­же­ние к стар­шим и т.д.  Че­рез тра­ди­ци­он­ные об­ря­ды и фольк­лор ре­бе­нок учил­ся ос­но­вам раз­лич­но­го ви­да дея­тель­но­сти, уз­на­вал при­ро­ду и ок­ру­жаю­щий мир.

О де­тях за­бо­ти­лась вся се­мья, и опе­ка это на­чи­на­лась за­дол­го до его по­яв­ле­ния на свет. Из­древ­ле чле­ны сла­вян­ской се­мьи ста­ра­лись ог­ра­дить бе­ре­мен­ную жен­щи­ну от вся­ких на­пас­тей. На­при­мер, в по­след­ние пе­ред ро­да­ми ме­ся­цы жен­щи­ну да­же не вы­пус­ка­ли из до­му, по­то­му что в до­ме она на­хо­ди­лась под опе­кой до­мо­во­го и свя­щен­но­го ог­ня до­маш­не­го оча­га. Да и во­об­ще, бо­ясь сгла­за, да­же сам факт бе­ре­мен­но­сти жен­щи­на пы­та­лась скрыть по воз­мож­но­сти доль­ше, а срок ро­дов хра­ни­ла в стро­жай­шем сек­ре­те. Но са­ма бе­ре­мен­ная счи­та­лась лю­би­ми­цей бо­гов и мог­ла при­но­сить сча­стье и уда­чу. Жен­щи­ну, жду­щую ре­бен­ка, ино­гда спе­ци­аль­но при­гла­ша­ли в сад и уго­ща­ли яб­ло­ком. Со­глас­но при­ме­там, ес­ли бе­ре­мен­ная от­ве­да­ет яб­ло­ко с мо­ло­дой яб­ло­ни, де­ре­во весь свой век бу­дет бо­га­то пло­до­но­сить.

Про­цесс ро­ж­де­ния сла­вя­не счи­та­ли один из са­мых са­краль­ных со­бы­тий. Они ве­ри­ли, что ро­ж­де­ние, как и смерть, на­ру­ша­ет тон­кую грань ме­ж­ду ми­ром жи­вых и мерт­вых лю­дей. По­это­му ро­ж­де­ние ре­бен­ка счи­та­лось опас­ным де­лом не толь­ко для ма­те­ри и но­во­ро­ж­ден­но­го, но и для всех ро­ди­чей. По этой при­чи­не жен­щи­на не ос­та­ва­лась ро­жать до­ма, что­бы не на­вре­дить ос­таль­ным. Она ча­ще все­го ухо­ди­ла в лес или хо­тя бы в дру­гое по­ме­ще­ние, на­при­мер, в ба­ню.

Су­ще­ст­во­ва­ло мно­го обы­ча­ев и об­ря­дов, цель ко­то­рых бы­ла по­мочь жен­щи­не в ро­дах. На­при­мер, что­бы те­ло ма­те­ри лег­че рас­кры­ва­лось, и ре­бе­нок бы­ст­рее ро­дил­ся, ро­же­ни­це рас­пле­та­ли во­ло­сы. Да­же в до­ме от­кры­ва­ли все ок­на и две­ри, раз­вя­зы­ва­ли уз­лы и от­пи­ра­ли зам­ки. В ро­дах бу­ду­щей ма­те­ри обыч­но по­мо­га­ла опыт­ная жен­щи­на, ко­то­рая са­ма уже име­ла не­сколь­ких здо­ро­вых де­тей. Не ред­ко на ро­дах при­сут­ст­во­вал и муж, это бы­ло обыч­ным де­лом и счи­та­лось, что нет ни­че­го дур­но­го в том, что ря­дом со стра­даю­щей жен­щи­ной на­хо­дит­ся лю­бя­щий и на­деж­ный че­ло­век.

  Ес­ли ро­ж­дал­ся маль­чик, то пу­по­ви­ну пе­ре­ре­за­ли на то­по­ри­ще или стре­ле для то­го, что­бы он рос хо­ро­шим охот­ни­ком или мас­те­ро­вым. Ес­ли по­яв­ля­лась на свет де­воч­ка, то пу­по­ви­на от­се­ка­лась на ве­ре­те­не, что­бы де­воч­ка рос­ла тру­до­лю­би­вой ру­ко­дель­ни­цей. Пу­пок ре­бен­ку пе­ре­вя­зы­ва­ли льня­ной нит­кой, ку­да впле­та­лись во­ло­сы от­ца и ма­те­ри.

Са­мые пер­вые ма­ни­пу­ля­ции, ко­то­рые со­вер­ша­лись с но­во­ро­ж­ден­ным бы­ли свя­за­ны с мно­ги­ми об­ря­да­ми и ве­ро­ва­ния­ми. Кста­ти, хри­сти­ан­ский обы­чай при кре­ще­нии оку­нать ре­бен­ка в во­ду встре­ча­ет­ся у мно­гих на­ро­дов, да­ле­ких от хри­сти­ан­ских тра­ди­ций. Эт­но­гра­фы ви­дят в этом обы­чае от­го­ло­ски древ­не­го ри­туа­ла при­об­ще­ния че­ло­ве­ка к Кос­мо­су.

Гла­ва се­мей­ст­ва брал на ру­ки но­во­ро­ж­ден­но­го и по­ка­зы­вал его Не­бу и вос­хо­дя­ще­му Солн­цу, что­бы жизнь ре­бен­ка бы­ла дол­гой. За­тем мла­ден­ца по­ка­зы­ва­ли  Ог­ню оча­га и рас­ту­ще­му ме­ся­цу, что­бы ма­лыш рос креп­ким и здо­ро­вым. По­том отец при­кла­ды­вал сво­его ре­бен­ка в Зем­ле-Ма­туш­ке и оку­нал его в Во­ду. Та­ким об­ра­зом, но­во­ро­ж­ден­ный пред­став­лял­ся всем Бо­же­ст­вам Все­лен­ной, все­му Ми­ру, Кос­мо­су и от­да­вал­ся под их по­кро­ви­тель­ст­во.

По­том ре­бен­ку да­ва­ли имя, од­на­ко оно хра­ни­лось в стро­жай­шем сек­ре­те. Сла­вя­не счи­та­ли, что имя во мно­гом оп­ре­де­ля­ет судь­бу че­ло­ве­ка. Имя нуж­но бы­ло обе­ре­гать от злых ду­хов и не­до­б­рых лю­дей, по­это­му у сла­вян дол­гое вре­мя су­ще­ст­во­вал обы­чай двой­ных имен: од­но имя тай­ное, да­ва­лось при ро­ж­де­нии, а дру­гое имя бы­ло мир­ским.

Вос­пи­та­ние ре­бен­ка рас­смат­ри­ва­лось как про­цесс его взрос­ле­ния, ко­то­рый про­хо­дил в не­сколь­ко эта­пов: "мо­ло­дой" - 3-6 лет­нее ди­тя, "ча­до" - 7-12 лет­ний ре­бе­нок, "от­рок" - под­рос­ток 12-15 лет.

Де­ти до 3-4 лет на­хо­ди­лись под опе­кой ма­те­ри. Роль ма­те­ри в вос­пи­та­нии на про­тя­же­нии все­го пе­рио­да дет­ст­ва бы­ла весь­ма важ­ной. Вот от­че­го всту­пив­ше­го во взрос­лую жизнь че­ло­ве­ка на­зы­ва­ли "ма­тё­рым", то есть вос­пи­тан­ным ма­те­рью.

А как рань­ше рус­ские жен­щи­ны но­си­ли ре­бен­ка?

Рассказывает Екатерина Полянская.

"Моя прабабушка из Смоленской области показала мне методы ношения детей в подоле (переднике).

Исходная позиция. Вид спереди и сзади (фото Татьяны Тактаевой.





























 

На бедре.

Передник поворачивается на бок, концы завязываются на плече.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Колыбелька.

Концы на плече. Ребенок головой к узлу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

За спиной.

Передник задом на перед. Концы на шее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

На груди.

Передник правильно. Концы на шее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Прабабушка, Васса, рассказывала, что так детей носили часто, это было обычным делом. За спиной даже в лес по грибы ходили. И дома носили. Старшие девочки младших детей на бедре часто носили так.

Про возраст она смутно говорила как-то. Типа, пока грудью кормили, и нельзя было дома на старших детей оставить. Ну, а сколько там грудью кормили, я как-то в детстве не поинтересовалась... Знающие люди подсказали, что три Великих поста, два с половиной - три года."

Все эти 3-4 го­да, что ре­бе­нок был ря­дом с ма­те­рью, он пре­ж­де все­го ока­зы­вал по­силь­ную по­мощь имен­но ей. С пя­то­го го­да жиз­ни ре­бе­нок на­чи­нал ак­тив­но при­вле­кать­ся к муж­ским или к жен­ским хо­зяй­ст­вен­ным де­лам, его по­свя­ща­ли в мир ска­зок  ле­генд.

С се­ми­лет­не­го воз­рас­та и до 14-15 лет ре­бе­нок счи­тал­ся от­ро­ком. По ис­те­че­нию сро­ка от­ро­че­ст­ва де­воч­ки ос­та­ва­лись под при­смот­ром ма­те­ри и про­дол­жа­ли учить­ся ве­де­нию до­маш­не­го хо­зяй­ст­ва. Маль­чи­ки по­па­да­ли под опе­ку от­ца и обу­ча­лись муж­ским за­ня­ти­ям. Де­ти дру­жин­ни­ков, на­при­мер, учи­лись рат­но­му де­лу и уже с 12-лет­не­го воз­рас­та жи­ли в осо­бых до­мах – грид­ни­цах, где по­зна­ва­ли во­ен­ное ре­мес­ло.

Ко­гда маль­чик на­чи­нал ста­но­вит­ься юно­шей, а де­воч­ка - де­вуш­кой, их ста­тус в се­мье ме­нял­ся. Они пе­ре­хо­ди­ли в раз­ряд мо­ло­де­жи, бу­ду­щих же­ни­хов и не­вест, го­то­вых к се­мей­ной жиз­ни и про­дол­же­нию ро­да. Этот пе­ре­ход оз­на­ме­но­вы­вал­ся ри­туа­лом ини­циа­ции, сво­его ро­да эк­за­ме­ном на ду­хов­ную и фи­зи­че­скую зре­лость. Суть ри­туа­ла за­клю­ча­лась в сво­его ро­да «смер­ти» с по­сле­дую­щим «воз­ро­ж­де­ни­ем». «За­но­во ро­ж­ден­ный» ре­бе­нок по­лу­чал но­вое имя (ча­ще все­го это бы­ло пер­вое на­ре­че­ние име­ни), взрос­лую оде­ж­ду: юно­ши но­си­ли муж­ские шта­ны, а де­вуш­ки с это­го вре­ме­ни оде­ва­ли по­не­вы, род юбок из клет­ча­то­го по­лот­на, ко­то­рые но­си­ли на поя­ске по­верх ру­ба­хи. С то­го мо­мен­та как де­вуш­ка ме­ня­ла свою преж­нюю дет­скую оде­ж­ду на взрос­лую, ее мож­но бы­ло сва­тать. Так и на­чи­на­лась взрос­лая жизнь.

 Татьяна Акимова


источник: http://www.lelekasvit.com.ua/