Календарь |
---|
|
|
Коляда 2011
| |
Светолик | Дата: Среда, 07.12.2011, 00:24 | Сообщение # 1 |
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Статус: Offline
| КОЛЯДА - один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд обновления — возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая»новорождённому Солнцу.
Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого. В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.
После распространения христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, праздник растягивается на всю неделю, а после приравникается к Рождеству Христа (25 декабря). Ритуальные древние обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгут костры, а юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходят по дворам, поют колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.
“Народный календарь” А. Стрижева говорит следующее:
"Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи."
Кроме этого, в Белоруссии и Украине существует также особый тип прославлений - щедривки. Они представляют свой особый размер и стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о “щедром”, богатом годе.
Традиция празднования Коляды существует не только в восточнославянских странах, но и западнее - в Польше, Чехии, Словакии, на Балканах. Там и поныне общее для всех славян слово “коляда” хранит в себе историю этого чудесного и весёлого праздника.
|
|
| |
Светолик | Дата: Среда, 07.12.2011, 00:27 | Сообщение # 2 |
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Статус: Offline
| Маленький хлопчик Сел на снопчик, В дудочку играет, Коляду потешает. Авсень, авсень, Завтра новый день! Не стой у ворот, Завтра Новый год!
* * * Тяпу-ляпу, Скорей дайте коляду! Ножки зябнут, Я домой побегу. Кто даст, Тот — князь, Кто не даст — Того в грязь!
* * * На новое вам лето, На красное вам лето! Куда конь хвостом — Туда жито кустом. Куда коза рогом — Туда сено стогом.
Сколько осиночек, Столько вам свиночек; Сколько елок, Столько и коровок; Сколько свечек, Столько и овечек. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой, Большого здоровья, С Новым годом Со всем родом! Коляда, коляда!
* * * Щедрик-Петрик, Дай вареник! Ложечку кашки, Наверх колбаски. Этого мало, Дай кусок сала. Выноси скорей, Не морозь детей!
Воробушек летит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Коляду встречайте!
|
|
| |
Светолик | Дата: Среда, 07.12.2011, 00:30 | Сообщение # 3 |
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Статус: Offline
| Кратко — общий ход действа: 1. Подготовка места (избы). 2. Жданки. Брашно — горой. «Гой еси, Велесе!..» Хозяин прячется за столом, вопрошает: «Видите ли мя?» — «Не видим!» (Либо: «Видим!») — «Так чтобы и в будущем году не видели!» Кормить кутьёй Мороз (ложкой через левое плечо). 3. Приход Полазника с ряжеными — «Навьими Дедами». Перед оным — гадания на воске, бесчинство окрутников за окнами. (Каждый из окрутников действует самостийно, никто из них не знает, что делают другие.) 4. Полазник ведёт народ за Бадняком — сухим стоячим древом, украшенным заранее. Рубят Бадняк, не прикасаясь к нему голыми руками, но лишь в рукавицах, либо беря его через рушник. 5. «На крутой горе высокой горят огни ярые...» — возжигание Огня . Сжигание Бадняка в общем Огнище. Волхв бьёт посохом по горящему Бадняку — сколько летит искр, столько блага будет в новом году. (Щепа от Бадняка затем приносится Огню в очаге дома — с благопожеланиями на грядущий год.) Тем временем окрутники удаляются в лес. 6. Внезапное появление окрутников с шелепугами (длинными матерчатыми «гоями», набитыми соломой). Общее бесчинство. 7. Колядки. «Водить Козу». Шествие с огненным Коловратом. Огнеколо. 8. Частные радения у Огня до рассвета (по желанию). 9. Встреча Нового Солнца поутру. Слава Родным Богам!
|
|
| |
Светолик | Дата: Среда, 07.12.2011, 00:33 | Сообщение # 4 |
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Статус: Offline
| Из Книги Велесовых радений
Коляда
1. Коляда: общие сведения
Коляда — величайший Родноверческий Святодень Кологода, ибо о сию пору рождается новое Солнце, и начинает набирать обороты новое Годовое Коло. Само слово «Коляда» происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, года и окружность вообще. Коло — знак не Земли, но Неба, образное выражение Божественного Совершенства. Речено мудрыми: «Где люди во коло встают — Боги им силу дают».
2. Коляда: со-бытие Общинное
Быти Громаде в ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды с-Правно творить, Богов Родных по Искону Русскому славить; в погремки стучать — Новый Год встречать!
3. Подготовка места
Ещё засветло: дрова для большого Огня — во дворе, а тако же для малого — в очаге. Украшение избы (перво-наперво — Красный кут ): шкуры, еловый лапник, бубенцы, зерно, солома, рушники. На отдельном льняном плате — чир Коляды (охрой). Кутья. Свечи восковые — для освещения самого тёмного времени в году и для гаданий (лить расплавленный воск в воду). Скатерти. Факелы. Шелепуги (матерчатые «гои», набитые паклей либо соломой). Топоры. Рукавицы — дабы не брать Бадняк голыми руками.
4. Жданки
Сыпать на стол зерно Коловратом, поверх — скатерть. На скатерть — пир горой. На зачин — слава Родным Богам! Волхв (либо старейшина, либо хозяин дома) прячется за горой, вопрошает собравшихся: — Зрите ли меня, детушки? — Не зрим, батюшка! — отвечают ему. И тако — трижды. Затем волхв речёт: — Так дайте, Боги, чтобы и на будущий год не зрели! Все кланяются. Рекутся слова пищесвятия. Начинают лёгкую трапезу, горы не размётывая. Ждут последнего Гостя (Полазника). Сведущие люди рекут кощуны о Коляде.
5. Время заката
Время заката — особливый страж сторожит. Сторожит — всем знак подаёт. Народ выходит на улицу провожать старое Солнце. Когда Солнце скрылось, все вслушиваются в гласы леса, ждут знака. Из чащи слышатся вопли нежити. То — окрутники на честной народ страху нагоняют. Волхвы рекут слово о времени Чернобога да Морены. Все, в молчании, спешат в избу. Кто-то из окрутников воет в лесу.
|
|
| |
Светолик | Дата: Среда, 07.12.2011, 00:33 | Сообщение # 5 |
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Статус: Offline
| 6. Встреча Полазника
Пока за окнами бушует непогода и нежить, безуспешно пытаясь прорваться в дом, народ в избе гасит все свечи, кроме одной, и сведущие люди капают воском в воду, гадая о будущем годе. Внезапно раздаётся стук в дверь, и входит Полазник — в вывороченной мехом наружу шубе, в шапке волохатой да в личине бородатой. Вся одёжа его — в снегу, вместо посоха — печной ухват со скотьими бубенцами. Женщины метут еловым лапником перед ним пол. Хозяин спрашивает его: — Кто ты еси, Гость дорогой? Гость молчит. Хозяин вопрошает его вдругорядь, а затем и в третий раз, подавая знак хозяюшке поднести Гостю блюдо с пирогами да чарочку пития хмельного. Отведав угощения человеческого, Гость ответствует: — Роду я старым-старого, отец мой — Бык, мать моя — Корова! — Откуда же ты путь держишь? — Шёл я, шёл из стороны далёкой, из-за горы высокой. Шёл я через поля пустые да через леса густые. Шёл — по двенадцати камням, по двенадцати мостам. Как последний-то мост подо мною проломился, борода моя замочилася! — Что ты несёшь? — Жито да железо. Жито — в землю бросать; железо — топор ковать, древо рубить, мост мостить — трём Братьям ходить! — А кто эти Братья? — Первый Брат — красно Солнышко, второй Брат — ясен Месяц, третий Брат — дробный Дождичек! (Либо: Три Брата — три Огня !) После сих слов Полазник благословляет дом и всех собравшихся. Народ в ответ кланяется ему. Тут же: Предкам слава — круговая чара! Полазник коло замыкает, хозяин гору размётывает — честну братчину зачинает.
7. Бадняк
После братчины Полазник выкликает молодцов идти за Бадняком (сухим деревом, стоящим в лесу, кое заранее украшено цветными лентами). Хозяин остаётся в избе, напутствуя уходящих. Дойдя до места, народ кланяется Бадняку, славит его и оказывает всяческое почтение. Затем вперёд выступают двое молодцов с топорами и начинают рубить Бадняк. Рекут: «Наш Бадняче, наш Бадняче! Буди нам весело!» Срубленный Бадняк с песнями несут к избе (прикасаясь к нему только через рушники либо рукавицы, но никак не голыми руками), где разрубают его на две неравные части: большую и малую. Большую часть оставляют на улице, а малую — пеленают как ребёнка и вносят в избу. Затем все выходят во двор, где кормят кутьёй Мороз — ложкой через плечо. Подбрасывают ложки вверх — дабы на будущий год лён вырос высоким. Творят хлебочестие («А эту песню — хлебу поём, хлебу поём — хлебу честь воздаём! Старым людям — на услышанье, молодым — на потешанье! Всем добрым людям — на добро!»); заклинают-заговаривают дом и двор от всего нечистого, недоброго. Жрецы, с наговорами, возжигают большой огонь. Приносят Бадняк (большой), коему «отверзают уста», «кормят», «поят» да со славою предают огню. Волхв спрашивает: — Веселяк ли наш Бадняк? — Веселяк, батюшка, веселяк! — следует ответ. И так — до трёх раз. (Позже то же самое делают и с малым Бадняком, вкладывая его в очаг дома.) Жрецы бьют по горящему Бадняку посохами, высекая из него искры — на счастье. Все прыгают через горящий Бадняк, рекут: «Через этот огонь перескочил, другого (Пекельного) не боюсь!» Водят хороводы вокруг огня, поют песни, веселятся.
|
|
| |
Светолик | Дата: Среда, 07.12.2011, 00:33 | Сообщение # 6 |
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Статус: Offline
| 8. Окрута
В разгар веселья из лесу появляются ряженые в хари (личины животных и нежити) окрутники. Со звериными криками — врываются во двор, побивая всех шелепугами, рекут: «Не я бью, удача бьёт!» Либо: «Сурова суровица — весела годица!» Либо: «Будь силён, как дуб! / Будь стройна, как берёзка!» Схватываются друг с другом, постепенно вовлекают в потасовку всех присутствующих. Народ окручивается, надевает личины, выворачивает одежду и предаётся бесчинству. Окрутники пляшут жёг (встают в коло и, обнявшись за плечи, кружатся: шаг вправо, два шага влево, поднимая колени как можно выше, чтобы жито на грядущий год выросло высоким).
9. Кудеса
Ряженые отправляются с факельным шествием по улице. Колядуют. Кудесят, куролесят, разыгрывают весёлые скоморошины (например, «Козу водят»), шумят, гремят, поют изменёнными голосами. Волхвы же тем временем уходят в лес, где до самого рассвета жгут костры и совершают особливые Духовные радения.
10. Встреча рассвета
Перед рассветом все сбрасывают окруту, снимают личины и бросают их в Огонь. Умываются снегом, прощаются со старым житиём. Жрецы возжигают Огненный Коловрат, славят Новое Солнце. Богам Родным — славу поют, людям честным — благо призывают.
11. Особливо для окрутников
Набрать заранее малую дружину, состав коей держать в строгой тайне. Вскоре после начала действа — удалиться незаметно, не вызывая ни у кого подозрений, дабы творить свои бесчинные действа. Оные суть: кобничество, речение на «звериных языках», всяческий шум, передвижение на четвереньках, устраивание всевозможных ловушек, явление звериных следов на крыльце и во дворе, ношение хвостов, рогов и т.п. Перед выходом с шелепугами — особый окрутный обряд, превращение в «иных». С каждым ударом шелепугой — наговор на благо. Заранее подготовить всевозможные игры с ярко выраженной «гойностью», вплоть до непристойных (например, игра в «Умруна» и т.п.). Перед самым рассветом — обязательный обряд снятия окруты и очищение Огнём...
|
|
| |
Светолик | Дата: Среда, 07.12.2011, 00:34 | Сообщение # 7 |
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Статус: Offline
| Избранные обрядовые словеса на Коляду
1. На крутой горе высокой Горят костры ярые, Кипят котлы кипучие. Во тех котлах кипучих Горит огнём негасимым Всяк живот поднебесной. Вокруг стоят старцы старые, Рекут старцы слово вещее Про живот, про смерть, Про весь Род человечь, Сулят старцы старые Всему миру животы долгие, Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Заклятие великое Нежити беспутной на страх, Людям честным во здраву, А Богам Родным во славу! Гой, Коляда! Слава!
2. Как напала пороша Снегу беленького. Как по этой пороше Гуси-лебеди летели — Колядовщички, Недоросточки, Красны девушки — Ходили, искали Государева двора . А Государев двор Ни близко, ни далёко, На семи столбах. А вокруг него Островерхий тын, Вокруг того тына Всё шелковая трава, На всякой травинке — По жемчужинке. А за тем тыном На красной горе Стоят три терема Златоверхие: Во первом терему — Светел Месяц, Во втором терему — Красно Солнышко, Во третьем терему — Часты звёздочки. Светел Месяц — То Хозяин во дому, Красно Солнышко –— То Хозяюшка , Часты звёздочки — Малы детушки. Как самого Хозяина Дома нетути, Дома нетути, Не случилося. Он уехавши Правый суд судить, Правый суд судить Да ряды рядить. Посудивши, порядивши Домой едет он, Он жене-то везёт Кунью шубку, Кунью шапочку, А своим-то сынам — По добру коню, Своим доченькам — По злату венцу, Своим служникам — По сапоженькам! Гой, Коляда! Слава!
3. Наша-то Коляда Ни мала, ни велика, — Она в двери не лезет, Она в окна стучит: Не ломай, не сгибай, Весь пирог подавай! Виноградье красно-зелено! Виноградье красно-зелено! Гой, Коляда! Слава!
4. Уж ты, дядя Доброхот, Подай злата на проход! Выдашь — не выдашь, Будем ждать, У ворот стоять! Золотая голова, Шелковая борода, Ты подай пирожка Ради праздничка! Гой, Коляда! Слава!
5. А дажди, Свароже, тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Ему с колосу — осьмина, Ему с зерна — коврига, С полузерна — пирог! Надели его, Сварог, И житьём, и бытиём, И богатством — полон дом! И яви ему всего Ещё лучше того — Красивее да добрее! Гой, Коляда! Слава!
6. Коляда! Приходи-ка ты сюда! Подавай пиво-медок, Мы пойдём на мосток В позвонцы стучать — Овсеня встречать! Овсень едет на свинье Ко самой Коляде! Гой, Коляда! Слава!
7. День-Солнцеворот! Катись на огород, С огорода — на красно угорье, Подымись над нашим подворьем! Разгони, Огонь (либо: Сварог), потемь, Верни на Русь красный день! Гой, Коляда! Слава!
8. Ай Ты, Марушка, Матушка Зима! На что досадуешь, На что серчаешь? Чудь белоглазую По крыльцу гоняешь, Живот изводишь, Худом день полнишь! Полно, Матушка Зима, Птицу и зверя, Землю и воду мучить! Оправь бел платок, Взойди на порог, Откушай хлеба-соли нашего! Кланяемся Тебе, Марушка, Матушка Зима! Гой, Коляда! Слава!
9. Мороз Красный Нос! Вот те хлеб да овёс, А к нам не ходи, Дом и двор не студи, Жито не губи, Угощенье прими! Гой, Коляда! Слава!
10. Батюшка Мороз, Ходи до нас кутью ести! Тут тебе сегодня веселиться, А весной не бывать — Будем пугом погонять! Гой, Коляда! Слава!
11. Бадняче-веселяче! Мы даём тебе пива да хлеба, Так и ты подай нам того ж На весь год — Всякого счастья, красы да здравья! Счастливо тебе Перегореться да повеселиться — По добру в очаг наш ложиться! Гой, Коляда! Слава!
12. Гой, Коляда! Гой, Коляда! Божич родился, Свята пришла! Гой, Коляда! Слава!
|
|
| |
Г1алл | Дата: Вторник, 10.03.2015, 17:01 | Сообщение # 8 |
Родновер
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Религия Коляды, и интерес в славянском обществе, говорит о работе подсознания славянских людей, когда аланская память из глубины подсознания просыпается.Историки ингушское божество называли Гальерда, где Гал/Кал/Хал - имя бога, Ерда - храм.Праздник общеингушского божества Галь-Ерды( возможно данному богу молились аланы, так как он считался богов скотоводческих племен)
Почитание Галь-Ерды считалось священным. Значимость Галь-Ерды была столь важной, что его именем клялись вплоть до начала 19 в. Процессию возглавлял Жрец, одетый в белое с белым знаменем в руках и колокольчиками на шесте. Останавливались в одной из пещер и ночь проводили в танцах и веселье. До появления солнечного луча все выходили из ущелья. У святилища Маьтцели каждый аул останавливался отдельно. Перед началом жертвоприношений жрец исполнял молитву. В пространной ингушской молитве представлена целая совокупность духовных и мировоззренческих понятий народа. Молитвы в устах ингушского народа не успевали застыть в неподвижности традиционных формул, а являлись «свободными, подвижными порывами души , отмечает Б. Далгат.Во всех обрядах важную миссию выполнял жрец. Считалось, что жрец должен быть красивым, здоровым, так как он служит посредником между Богом и людьми. Он освящал жертвоприношения. Нередко жрецы были ясновидящими.Важна была молитва о народе, которую произносил жрец. И с рассвета по аулам звучали поздравительные песни в честь окончания мархий ц1ей. Затем отправлялись на кладбище и пели песни о помиловании покойников. Важно отметить и наставления, которые делались жрецом народу о том, как люди должны вести себя в повседневной жизни: должны быть щедрыми, не пьянствовать, не обижать людей, уважать старших, соседей, родителей, заботиться о детях, помогать бедным. Отголоски этих поучений и заботы мы видим в мусульманской традиции, в дни празднования мархаш – мусульманского праздника окончания поста. . Ингуши приняли ислам в середине 19 в. еще в 1846 г. в сознании ингушей было относительное равновесие между тремя религиями: языческой, христианской и мусульманской. -------http://www.proza.ru/2015/01/07/2000Добавлено (10.03.2015, 17:01) --------------------------------------------- ВЫВОД скорее богом алан был Гал/Ал, от имени которого получили Аланы, свое самоназвание. ( подобно древним халдям, современным ингушам г1алг1а и тд ) (считался богом скотоводческих племен). Нет сомнения, что аланы которые контролировали равнину и горы Северного Кавказа имели большое влияние на горцев, которые входили в аланский союз.
--Северный Кавказ: На данной территории почитался бог с Хал/Г1ал/Кол/Ал
Дагестан бог Хал ба
Чечня бог Гал/Г1ал/Хал
Ингушетия бог Г1ал ( Гал-Ерд)
Осетия бог Галагон ( алаерды)
Общеадыгский бог Тхьагъэлыгьы
Карачаево-Балкарский бог Голу
Славянский бог Коляда /Коло/ --------- Бог Хал, почитался на южной стороне кавказских гор..что говорит, о древних связях народов Месопотами, Кавказа и России. Месопотамия бог Халди/Хал
--Южный Кавказ:
Армения/ Урарту бог Халди
Грузия / бог Халди
Азербаджан/Кавк. Албания Хал/Хал
Северная Месопотамия родина Халдеев примыкает к Армянскому нагорью, последний, входит в территорию южного Кавказа, где располагаются сегодня Армения, Грузия, Азербайджан, а через главный кавказский хребет, Северный Кавказ - с востока на запад, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкеск, Адыгея.. ------------ Древняя горная Ингушетия, где на небольшом клочке земли, сегодня сохранилось более 24 храмов, где в хребте Ц1ей-лоам ( ц1ей - священная), находится гора Г1ал-корт,( буквально Г1ал - имя бога, корт- голова), гора в Ингушетии с отметкой 3171м., являющаяся эквивалентом Мировой горы (Меру, Сумеру, Кайлас, Куньлунь). Геометрическая форма горы Г1ал-корт напоминает форму головы. Отметим, что галь по-шумерски главный, всемогущий, тибетское гйал означает царь, а у арчинцев верховным богом являлся Hal/Гьал,
являлась неким сакральным жреческим центром.
Самоназвание ингушей Г1алг1ай - в древности название жрецов, которое у многих народов обозначает народ, племя..халхи, хал, халкь и тд
Мифы – те же «Веды», а также «Махабхарата» и другие позднейшие источники прямо указывают на горный характер древней легендарной земли. Арии жили неподалеку от высочайшей горы Меру, на вершине которой, как на Олимпе, обитали высшие боги....
|
|
| |
|