"Во всех деяниях своих, великих и малых, и во всех отношениях между родичами своими или общинниками других родов – Совесть и Правда Копная, должны быть мерилом всего».
ПРАВО – это сборник Заповедей и Правил, по которым жили наши Предки. Конечно, в разных общинах было что-то своё, родовое, исконное. То, что собрано здесь – это, на наш взгляд, лучшее, что было у наших предков на протяжении нескольких веко
КОПА – Собрание сходатаев отдельного славянского поселения или рода для принятия решений по насущным текущим вопросам общества сообща (всем скопом, вместе, единогласно).
ВЕЧЕ– Собрание сходатаев земель славянских для принятия глобальных решений по насущным вопросам, требующим общемирового, всеродового принятия решений.
Копа и Вече – также есть место Собрания, а равно место, где копится (собирается) Мудрость Родов, регулирующая все нормы жизни славянского общества. Очень часто Копа и Вече собиралась в свещенном, людьми и богами хранимом месте – на капище или в священной дубраве, где Мудрость Родов не только копилась, но также и умножалось многократно, ибо хранителями её становились жрецы многомудрые и волхвы, что Требы и Славы богам творили.
КОПНОЕ и ВЕЧЕВОЕ ПРАВО– есть мнение Копы или Вече, основанное на единогласии (личном опыте), справедливости (Законах Пра Вед) и здравомыслии (опыте предков).
Численность Копы зависела от количества дворов в весевом селении (в общине), а правом голосования на Копе пользовались лишь домохозяева, имевшие постоянную осёдлость. Это были семейные Старейшины – Главы Родов. Ранее на Руси их ещё называли «судьи копные», «мужеве обчие» (мужи общинные). Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины права голоса на Копе не имели и являлись в Собрание по особому требованию Копы для свидетельских показаний.
На Копе обязательно присутствовали и Старцы, мнение которых спрашивали, когда было нужно вынести приговор на основании давних решений или для разрешения спорных вопросов. Сами Старцы не имели права голоса на Копе, но их советы могли иметь решающее значение при принятии решений.
Копное Право основывалось на правиле единогласия – прихода к единому мнению всех сходатаев. В этом заключался принцип Воли, обязательный в славянском обществе, когда должно было учитываться мнение каждого, а не большинства.
На Копе улаживались все стороны трудовой жизни общины и проводились судебные разбирательства уголовных дел. Нарушений обычного Права Копы и её решений никогда не наблюдались, а если таковые и случались, то были чрезвычайным происшествием. Это объясняется тем, что при самодержавии каждый славянин, столкнувшись с какой-либо несправедливостью, нарушением обычая или Копного Права, обязан был приложить все свои силы для пресечения и устранения этого нарушения. Если же он этого не делал, то считался соучастником преступления, свидетелем которого был, и нёс за это полную ответственность наравне с нарушителем.
Значение широкого самоуправления усиливалось выборными должностями: Десятского, Сотского и Старшины (Старосты) общины (селения). Все вместе они образовывали первый орган самоуправления общества.
Десятский – избирался на Копе от каждого из десяти дворов расположенных по соседству из наиболее крепких домохозяев и активных общественников. Он наделялся правом голоса десяти дворов на Копе, отстаивал интересы дворов в вопросах о земельных наделах, о взаимопомощи и так далее, а также следил за соблюдением Порядка на вверенной ему территории и улаживал мелкие семейные неурядицы.
Сотский – избирался на Копе из числа Десятских от каждого из ста дворов расположенных по одной улице (в одном месте). Он обладал уже более высокими полномочиями: наделялся правом голоса ста дворов, разрешал бытовые правонарушения и, согласно Копному Праву, выносил указы об имущественном и телесном наказании для нарушителей. Равно он разрешал и спорные вопросы по земельным наделам, вопросы по строительству общественных зданий и их ремонту, благоустройству территории, а также выдавал разрешение на проживание пришлым людям и ранее пленённым чужестранцам, решившим остаться в славянском селении. Были у него и иные обязанности, в зависимости от того какими полномочиями наделили его Десятские при избрании.
Старшина (Староста) – избирался всеми Сотскими селения и наделялся полномочиями представлять селение перед Земельным Князем. Он председательствовал на Копе, хранил (если таковые имелись) записанные постановления и решения, расписки и грамоты, призывал к ответу любого жителя селения, оглашал постановления Копы по уголовным делам и следил за соблюдением Копного Права. Он также разъяснял непонятливым княжеские постановления и решения, дабы не было роптаний и недовольства среди домохозяев.
Старшина держал ответ за свои действия перед Сотскими, Сотские перед Десятскими, Десятские перед своими дворами. Каждый из них мог быть в любое время отстранён и переизбран, хотя это случалось крайне редко, ибо доверием общества дорожили, и каждый из выборных прилагал все усилия оправдать это доверие. Выборные на Копе не получали за свою деятельность каких-либо материальных поощрений, но пользовались особым уважением в обществе, а это ранее стоило многого, ибо каждый из них осознавал, что его собственная Честь перед богом и людьми являет Честь всего общества в целом.
Сельские общины по родам их образовывали Земли, коими управлял Земельный Князь. Он избирался на 12 лет (на дюжину) и если справлялся со своими обязанностями или, как говорили в народе – «сдюживал», то его могли неограниченно переизбирать на новый срок. Если же он не справлялся со своими обязанностями, был замешан в каких-либо преступлениях или злоупотреблениях («не сдюживал»), то он мог быть лишён своих полномочий до окончания срока и держал строгий ответ перед избравшими его Старшинами.
Каждый Земельный Князь управлял своими землями самостоятельно и в дела соседского Князя не вмешивался. Если же наступали времена лихолетий или кто-либо из Князей договаривался с другими о военном походе, то Князья объединялись и избирали на время Князя Всея Руси.
Земельный Князь имел свою воинскую дружину, коя набиралась из дружественных родов потомственных витязей и способной к воинскому ремеслу молодёжи, а потому сослуживцы величались другами.
Дружина размещалась в отдельном поселении. Там же проводилось её конная и пешая военная подготовка, приобретались навыки мечника, стрельца и т.д. В этом же поселении хранились и различные дружинные запасы. В мирное время дружинники совершенствовали свое воинское умение, разводили лошадей, помогали весям сеять и убирать хлеб, собирали по общинам подати, а также обеспечивали правопорядок в землях.
Управлял дружиной поставленный Князем Воевода, которому подчинялись назначенные им Сотники и Десятники. Сотник командовал сотней, а Десятник, соответственно, десятком воинов. Из числа ветеранов дружины набирались телохранители и проводники для купцов и чужестранных путешественников.
В военное время дружины объединялись в рать. Бывший дружинник уже именовался ратником, а его сослуживцы – соратниками.
Для охраны и защиты рубежей земель славянских, каждый Князь отряжал сотню полностью экипированных конных воинов – казаков, во главе которых стоял Войсковой Атаман. Казаки ставили в порубежье свои заставы и образовывали станицы (становища), в коих обзаводились семьями, беря себе жён из местного населения и пленённых чужеземок. Так появлялись иные рода и народности, например: арабы, татары, казахи, киргизы, монголы и т.п.
Так было во времена древние в землях светорусских: веси земли пахали, хлеб сеяли, стада водили, да Князю десятину со всего давали; Князь же с витязями оборонял земли весей; а жрецы родам Радогощи устраивали, да богам Требы и Славы творили. И так мы Правь на Земле имели.
Много позже сельские общины стали образовывать волость, где Собрание сходатаев из числа Старшин избирало Волостного Старшину, Волостное Правление и Волостной Суд, который рассматривал сложные правовые дела, в том числе и правонарушения, а равно уголовные дела с участием чужеземцев. По мере необходимости избирались и ходатаи по общественным делам (челобитчики) в Стольный Град.
Волостной Старшина, как правило, избирался на три года, но мог быть и неограниченно переизбран на новый срок. Он председательствовал на Волостном Правлении, рассматривал жалобы и челобитные людей, которые не смогли уладить свои вопросы на местном уровне, а также назначал Управителя Волостного Суда из числа Священнослужителей.
При волости существовало народное ополчение, которое в мирное время занималось своими повседневными делами, а в случае внезапного нападения врага, становилось довольно надёжным щитом, способным выдержать вражеский натиск до подхода княжеской дружины.
Собрание Волостного Правления именовалось уже не Копой, а Вечем. Вече избирало из своего числа полномочного представителя в Правление (Вече) Губернское, где избирался Земельный Князь, а на Всеземском Соборе (Всеземском Вече) в Стольном Граде из достойнейших Земельных Князей избирался Царь – Великий Стольный Князь Всея Руси.
Земельные Князья избирались уже не на 12, а на 7 лет и ответ держали уже не перед избравшими их Волостными Старшинами, а перед Великим Князем.
Чем выше была выборная должность, тем строже приходилось отвечать за свои деяния. Так, если Старшина мог лишиться всего лишь своего положения и уважения в Обществе, Волостной Старшина всего своего имущества, то Земельный Князь уже нёс не только материальную ответственность в случае ухудшения жизни жителей в своих землях, но и «отвечал головой» перед Стольным Князем Всея Руси за разбои в своих землях, за попустительство вражеским набегам, а равно за гибель людей по вине своего недосмотра или необдуманного указа.
Во времена христианизации Руси Вече стало более открытым. На нём уже могли присутствовать все желающие, а правом голоса обладали не только женщины, но и Смерды (мнение которых, правда, практически не учитывали). Изменилось и княжение: княжеский титул стал передаваться не достойному из достойных, а по наследству, от отца к сыну.
Так ушла с земель светорусских Правь и осталась в них только Явь. Явь же наполнилась алчностью, высокомерием и тщеславием и случаться стали в землях раздоры и междоусобицы. Князь на Князя войной ходить стал, дабы присоединить земли Родов чужих и тем крепче стать. И чем крепче становился Князь, тем всё более и более лилась кровь людская в землях, что подле его лежали.
По Копным и Вечевым Законам жили предки наши в древности и нам то заповедали, а мы, неразумные, забыли про то и Законов, что оставлены нам были – не ведаем. А чрез то и жизнь свою никак не отладим, и сил бороться с неправдою не имеем. Вспомним же чада Родов Великих, сказанное дедами нашими, что САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЗЛО – НЕЗНАНИЕ И НЕВЕЖЕСТВО К МУДРОСТИ ДРЕВНЕЙ. ТОТ, КТО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ МУДРОСТИ ДРЕВНЕЙ, ТОТ ИЗГОНЯЕТ ИЗ СЕБЯ СИЛУ ЖИЗНИ И СТАНОВИТСЯ ХИЛЫМ И БЕЗЗАЩИТНЫМ ПРЕД ЛИЦОМ КАЖДОГО ЛИХА МАЛОГО И ТЕНИ МОРОКА. ЛУЧШЕ ПРОЖИТЬ МГНОВЕНИЕ В ЗАКОНЕ БОЖЬЕМ, ЧЕМ МИЛЛИОНЫ ЛЕТ БЕЗЗАКОННОЙ ЖИЗНИ!
Да будем Славными в речах и делах наших перед лицом Богов и Предков наших, и познаем Законы Древние, что ведут людей через тернии Яви стезёю праведной!