1.
КОЛЯДА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту,
день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд
обновления — возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов
священные костры, «помогая»новорождённому Солнцу.
2.
БОЛЬШИЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИ ВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Большие Зимние Святки,двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев
в году (шесть Светлых — светлое Полуколо года,
и другие шесть Тёмных — тёмное Полуколо),начиная
с кануна Коляды (сам день Коляды не входит в число Святочных) и до Водокреса
(см. далее): с 24 стуженя/декабряпо 5
сеченя/января.Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком
слаб, чтобы разогнатьтьму (как это было во времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата,
соединяющие Явь и Навь, широкораспахнуты. Это пора поминовения предков —
Навьих Дедов,
колядования,обрядовых
бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок
и прочего.
3.
ВОДОКРЕС — Святодень, завершающий
Святочные бесчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви
приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни
падает в воды Земли, наделяя их чудодейными
свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес— Податель Здравы —
благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в нихв этот день,
исцелился от всевозможных недугов.
4.
ГРОМНИЦА — встреча зимы с весной на мироколице Яви,
когда силы юной Весны дают первый бой силамМорены-Зимы, и единственный
раз в зимнее время гремит Перунов гром. В народеговорят: «На Громницу зима с летом (весной)встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима намороз». О сию
пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своейберлоге на
другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные
обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Моренубыть
милостивой к ним.
5.
МАЛЫЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС ВОЛЧИЙСВАТ — Святодень,
посвящённый Велесу ВолчьемуСвату, предваряющий Малые Велесовы, или Волчьи,Святки и Великий Велесов день (см. далее).
6.
МАЛЫЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Малые Зимние Святки, Велесова
седмица — с 4 по 10 лютеня/февраля
— череда Святодней междуВелесом Малым (3 лютеня/февраля) и Велесом Великим(11 лютеня/февраля): 4 лютеня—
Велес Студёный, 5 лютеня — Велес Корович
(или ВелесКоровятник), 6 лютеня —Велес Телятник, 7 лютеня
— Велес Лукавый, 8 лютеня — Велес Серповидец, 9 лютеня — Велес
Житный Дед, 10 лютеня— Велес Зимобор.
7.
ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР— Святодень,
посвящённый Велесу Сивому Яру (ВелесуЗимнему). О сию пору Велес
«сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровийпраздник (ибо Велес не
только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыкавсякого живота),
творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительствада защиты,
а скоту да добру всякому — приплоду. Вещие волхвы,
вдохновенныесказители, буйные скоморохи чтут
Велеса — ПремудрогоБога, своего Вышнего Покровителя — особо:
волхованиями да воспеваниями,радениями да славлениями.
8.
ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ)— зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первыевести о грядущем
весеннем тепле.
9.
КОЩЕЕВ ДЕНЬ — отмечается один раз вчетыре года (в високосный год). В
этот день Кощный Бог«возвращает» людям в
виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но мудрые
учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к РоднымБогам за
вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде.
10.
СОРОКИ — ЗакличкиВесны, творимые с вершин
холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых внароде Ярилиными Плешами. Согласно славянскимверованиям, в
этот день из Светлого Ирия
прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближениеДевы Весны. На чьё
поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот годособую удачу и
добрый урожай.
11.
МАСЛЕНИЦА, КОМОЕДИЦА (КОМОЕДИЦЫ) —один из четырёх важнейших праздников Кологода,приуроченный к Весеннему Равноденствию
иотмечаемый 25 березозола/марта,а
тако же предшествующая ему Масленичная
седмица[17]
(с 18 по 24 березозола/марта).Согласно славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга,
и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силупосле зимы, а души
предков «прилетают на птичьих крылах» из ИрияНебесного
навестить нас — своих потомков.Время
возрождения — весеннего «воскрешения» (от «крес»—
«огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Основные обрядовые блюда
наМасленицу: блины, сыр, творог, масло.
Во
времяМасленичной седмицы
тако же празднуют Комоедицу
—Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин,
воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге
после долгойзимней спячки.
Родноверы-мужчинычествуют его особым
Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой.
Комы, которые пекутся старшими в семье женщинамина Комоедицу,
суть обрядовые хлебцы, сделанные из смесимуки овса, гороха и ячменя.
Часть комов выносят в леси кладут на
пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которогопросят
не драть скот и не озрничать на пасеках
втечение всего года.
12.
ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО — чествованиеДомового Хозяина и принесение ему
особливых треб.
13.
ВОДОПОЛ (ИМЕНИНЫ ВОДЯНОГО) —пробуждение Водяных и русалок после зимнего
сна, начало ледохода и разлива рек.
14.
СТРИБОГОВ ДЕНЬ (СТРИБОГ ВЕШНИЙ) —тёплые ветры, Стрибожьи
внуки, приносят весеннеетепло, перемежающееся с ненастьем.
15.
ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) — Святодень, посвящённый
вещей птице — Ворону. Каркая наддомом, где живут не по Прави, Ворон — как вестник Кощного
Бога — призывает на нечестивцев Навью кару. Мудрым же
Ворон — как потворник Велесов
— приносит в клюве своём Живую и Мёртвую воду иоткрывает тайны жизни и
смерти.
16.
ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ —
череда Святодней,предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейнаяседмица (с
16 по 22 цветеня/апреля),
посвящённая чествованию Девы Лели — юной БогиниВесны и девственной
Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» женскихводяных духов — русалок-берегинь. Осию пору девы в долгорукавках без оберегов,уподобляясь русалкам,
творят «вертимое плясание»
на полях, не допуская в свой круг парней.
17.
ЛЕЛЬНИК — Девичий праздник,завершающий Русалью
(Русальскую)седмицу, или
Первые Русалии, отмечаемый 22
цветеня/апреля— накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию порурасцветает
яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневыйсад
птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после
полудняприлетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и
смеётся. Слёзыптицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост —
вода Живая. Еслиумыть болящего в этот день
сначала Мёртвой, а потомЖивой водой, он непременно исцелится. В этот
день девушки приносят на берегаводоёмов дары русалкам, а в ночи,
непременно в тайне от парней, творят своюдевичью ворожбу.
18.
ЯРИЛО ВЕШНИЙ — Ярила «отмыкает»(оплодотворяет)
Мать Сыру-Землю
и выпускает росу, от чего начинаетсябурный рост трав.
19.
ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЧЬ — чародейнаяночь с 30 цветеня/апреляна 1 травеня/мая,
когда Чернобогокончательно передаёт Коло
года Белобогу, а ВратаНави до первых петухов
(либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.
20.
ВЕШНИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) —череда Святодней,
предшествующих дню Земли (см.далее), седмица поминовения предков (с 1по 7 травеня/мая), когда навии(души умерших) посещают живых.
21.
ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ, ИЛИ ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ (ДЕНЬЗЕМЛИ) — Святодень,
когда пробудившаяся послезимнего сна Мать Сыра-Землячествуется как «именинница».
Считается, что в этот день Земля «отдыхает»,поэтому её нельзя пахать,
копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метатьножи. Особливо чтутся водень сей
Велес и Макошь — Земные Заступники.
Волхвывыходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.
22.
ЖИВИН ДЕНЬ — Святодень,посвящённый Великой
Богине Жизни и торжеству весны.
23.
ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) —череда Святодней,
предшествующих ЯрилеМокрому
(см. далее), чародейная седмица (с
26 травеня/маяпо 2 кресеня/июня),
посвящённая проводам весны исопутствующих ей женских духов — русалок-берегинь.Время, когда на смену юной Деве
Леле приходит зрелая женщина — Жена Лада. О сиюже пору провожают
Кострому — Ярилину сестру, макая Еёчучелко[32]
вводу, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят
сиесвященнодействие вещие девы, облекшиеся в личины
русалоки рубахи-долгорукавки без оберегов.
24.
ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ — Змеиный праздник,отмечаемый во время Зелёных Святок;
один из СвятоднейКологода,
посвящённых Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По
поверьям, о сию пору змеи, потворницыВелесовы, выходят на белый свет, принося
Землеплодородие.
25.
ЯРИЛО МОКРЫЙ[36] И
ТРОЯН (ТРИБОГОВДЕНЬ) — праздник конца весны и начала лета, отмечаемый 3 кресеня/июня, когда на смену
младому Яриле-Весеню
приходит Трисветлый Даждьбог.
Святодень, посвящённый
победе БогаТрояна над Чёрным Змеем. О сию пору родноверы
прославляютСварожий Триглав
— Сварога-Перуна-Велеса, сильных
во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился
воплощениеммощи Сварога, Перуна и Велеса,
соединивших Свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога,
грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.
26.
КУПАЛА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченныйк Летнему Солнцевороту.Праздник
Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета
всехживотворящих сил Матушки Природы. О сём речено
в народе: «На Купалу — Солнце на зиму, а лето на жару»,«Кто не выйдет
на Купальню — тот будет пень-колода, а кто выйдет на Купальню —тот будет
бел-берёза», «Где Ярило купался, там
берегколыхался; где Мара купалась, там
траварасстилалась».
27.
СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) —чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, какправило,
приходящееся на самый разгар летней жары.
«Православные»христиане
отмечали 29 кресеня/июня
Петров день (день Петра и Павла). В народеговорили: «Пётр и Павел жару
прибавил», «Пётр и Павелдень убавил», «К
Петрову дню вода в реке умеженится(спадёт)»,
«На Петров день Солнышко играет». Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных,
или Сварожьих(Петровских), качелях:
«Петровские качели — на Летопроводца[43]обрученье»,
поэтому Летнее Сварожье почитается тако
же днём Лады.
28.
ИМЕНИНЫ МЕСЯЦА — праздник,посвящённый чествованию ясного Месяца и его
Вышних Покровителей — ВелесаРогатого и Мары Луноликой.
29.
ЛЕТНЕЕ МАКОШЬЕ (ЛЕТНИЕ МОКРИДЫ) — Святодень Макоши-Мокрины.
30.
ПЕРУНОВ ДЕНЬ — великий Святодень всех
воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных
радарей-пахарей.По народным поверьям,
дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры»(сглазы и порчи)
и многие болезни.
Перунов
день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, пообычаю,
было нельзя: «На Перунов день снопов не мечут: грозой спалит». В этотдень
не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в
лесусвободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Тако
же на Ильин день перегоняли пчёл, подчищали ульи,подрезали первые соты. Если на Перунов
день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.
Готовились
к Перунову дню в течение целой недели. Пекли огромный
пирогна всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили
обрядное пиво. Всамом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и
уже от него запаливали Краду из чистых дубовых
поленьев. Самопразднество включало в себя две
составляющие: воинскую и земледельческую,подробнее о коих см. наши:
«Свято Перунье» и«Перунов день».
31.
МЕДОВЫЙ СПАС — первый из трёх Спасов, праздников
Урожая. О сию пору, по народнымприметам, пчёлы перестают носить медовую
взятку с цветов, и пчельники начинаютвыломку сотов.
32.
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС — второй из трёх Спасов, праздников
Урожая. В этот день на Капищахпроисходит торжественное благословение
принесённых плодов, после чего ихразрешается употреблять в пищу.
33.
ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) — буйныеветры, Стрибожьи
внуки, приносят первые вести огрядущей осени.
34.
ЛАДИНО ПОЛЕТЬЕ —
«молодое бабье лето», череда Святодней,посвящённых
Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета, отмечаемые с15
по 28 серпеня/августа.
35.
СПОЖИНКИ — праздник окончанияжатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землюза урожай,
приносят требы Макоши (Матери Урожая[50])
изаплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу[51].
В
некоторыхгуберниях Спожинки праздновались в один день с Хлебным Спасом
(16 серпеня/августа).
36.
ХЛЕБНЫЙ (ОРЕХОВЫЙ, ВОДЯНОЙ) СПАС —третий, последний Спас, праздник
Урожая, СвятоденьВеликой Матери Макоши. О сию пору обходят колодцы,принося требы
Государыне Воде, женщины кланяются Великой Матери холстами ипряжей.
Вскоре
затретьим Спасом следует Конский праздник (18 серпеня/августа),один
из Велесовых дней Кологода.
37.
ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО — чествованиеЛесного Хозяина и принесение ему особливых
треб.
38.
МАКОШИНО ПОЛЕТЬЕ — «старое бабьелето», череда Святодней,
посвящённыхБогине Макоши-Прародительнице,
последние тёплые днилета, отмечаемые с 1 по 7 вересеня/сентября.
39.
ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ — праздниквсего рода (сородичей) и семьи, убранного
урожая и домашнего благополучия.Время подведения итогов. Встреча осени —
чествование Макошикак Матушки-Осенины.
В этот день приносят требы РодуВседержителю (Всебогу)
и роду небесному (предкам), а тако же прославляют род
земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду-Всеотцу иРодным Богам — вовек слава, а нам —
хвала по делам!»
40.
ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ — осенний Змеиныйпраздник; один из Святодней
Кологода,посвящённых
Велесу. Свадьба Велеса и Мары.
По
народнымповерьям, в этот день змеи празднуют свадьбу своего Покровителя —
«ЗмеиногоЦаря», поэтому в этот день запрещается ходить в лес.
Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают
полесам, а потом «проваливаются сквозь землю», где спят до будущей
весны.
О сию же порув деревнях совершался обережный обряд «похорон мух,блох и тараканов»,
дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины.Из
репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали
пойманныхнасекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только
девушки. Они притворнопричитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер!
Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях
тараканов и мухподвешивали в «гробиках» к ветке дерева,
повторяя таким образом один из древнейших
способовзахоронения покойников.
41.
ЛИСТОБОЙ (СТРИБОГ ОСЕННИЙ)— холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенниехолода,
перемежающиеся с последними тёплыми днями.
42.
ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) — одиниз четырёх важнейших Святодней Кологода,приуроченный
к Осеннему Равноденствию.Самый
крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или
старейшина«прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и
спрашивает всехсобравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет:
«Не зрим, батюшка!» — тоэто означает богатый урожай, а если: «Зрим!» —
то худой, после чего жрецблагословляет народ словами: «Так дай же вам
Боги, чтобы на будущий год неузрели!» — и подаёт знак к началу
праздничного «пира горой». Согласнославянским верованиям, о сию пору
начинает «закрываться» Сварга,куда «уходят»
из Яви Светлые Боги до будущей весны[60],оставаясь,
тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави.
43.
ПЕРВОЕ, ИЛИ МАЛОЕ, ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ(ПОКРОВ) — Сварог
кроет Землю павшим листом дакличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле —конец осенних хороводов, начало
зимних посиделок. Пора, когда осень«переламывается» на зиму.
44.
ПРОВОДЫ ЛЕШЕГО — прощание с Лесным Хозяином до будущей весны.
45.
ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) —череда Святодней,
предшествующих ОсеннемуМакошью
(см. далее), седмица поминовения предков (с
21 по 27 листопада/октября),проведения тризн и иных поминальных
обрядов. Проводы душ предков в Ирий — до будущей
весны.
46.
ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ) —Святодень,
когда Мать Сыра-Земля
и Государыня Вода «засыпают» до будущейвесны. О сию пору им приносят
требы и просят у них прощения за «всё, чемдосадили» им в завершающемся
году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши —
Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных
Нитей всего
сущего. В этот день жрицы Макоши моют
ирасчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а такоже предрекают будущее. Для этого в чару с
заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на
них чирами исмотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу.
47.
ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЧЬ — чародейнаяночь с 31
листопада/октября на 1 груденя/ноября,
когда Белобогокончательно передаёт Коло
года Чернобогу, а ВратаНави до первых
петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.
48.
ВТОРОЕ, ИЛИ ВЕЛИКОЕ, ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ(СВАРОЖКИ)—
череда Святодней, посвящённыхСварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей
(Сварожьяседмица: с 1 по 7 груденя/ноября).Пора окончательного
«закрытия» Сварги, а тако
же время, когда Земля начинает сковываться на зимульдом.
49.
МАРИН ДЕНЬ — приход Морены-Зимы.
50.
КОРОЧУН — самый короткий день вгоду, когда Кощный
Бог «окорачивает» уходящий год.Празднуется накануне Зимнего
Солнцеворота или накануне Коляды.
Двадцать важнейших
Святодней Кологода суть:
* 1.
КОЛЯДА(25 стуженя/декабря);
2. Водокрес
(6 сеченя/января);
3. Громница
(2 лютеня/февраля);
4. Велесов
день (11 лютеня/февраля);
5.
Сороки — Заклички весны (9 березозола/марта).
*
6.МАСЛЕНИЦА-КОМОЕДИЦА (25 березозола/марта);
7.
Ярило Вешний (23 цветеня/апреля);
8.
Вешние Деды(с 1 по 7 травеня/мая);
9. Вешнее
Макошье (9 травеня/мая);
10.
Ярило Мокрый (3 кресеня/июня).
* 11.
КУПАЛА (24 кресеня/июня);
12. Летнее
Сварожье (29 кресеня/июня);
13.
Перуновдень (20 липеня/июля);
14.
Спожинки (15серпеня/августа);
15.
День Родаи Рожаниц (8 вересеня/сентября).
*
16. ТАУСЕНЬ-РОДОГОЩ (24 вересеня/сентября);
17.
Осенние Деды (с 21 по 27 листопада/октября);
18. Осеннее Макошье
(28 листопада/октября);
19. Осеннее Сварожье
(с 1 по 7 груденя/ноября);
20.
Марин день(21 груденя/ноября).
(Звёздочкой
помечены четыре важнейших Солнечных Святодня
Кологода.)
ДВЕНАДЦАТЬ
УДЕЛОВ БОЖЕСКИХ КОЛОГОДНЫХ
Двенадцать Уделов
Божеских Кологодных, из коих состоит Коло Сварожье, суть:
1.
Удел Коляды— месяц сечень/январь.
2.
Удел Велеса— месяц лютень/февраль.
3.
Удел Лели(Весны-Девы) — месяц березозол/март.
4.
Удел Ог