Четверг
26.12.2024
03:46



Авторизация

Поиск
загробный мир книга Соболев Велесов Круг поселение Дикое поле обряд Купало фото Михаил Нечай мольфар Славяне община десятник дружина князь копное право род сотник староста 1984 авиация контроль россия слежение божественная девочка Женщина обычаи традиции археология захоронение новгород АЧС Россельхознадзор свиньи стерильная зона украина чума Донецк арест взятка гривна евро иван пащенко крупная сумма Пащенко Суд чиновник арии Аркаим АРКОНА бус вера Летопись пирамиды руны Русколань дождь жара засуха урожай донбасс Дух легенда поверье рудник существо Уголь шахта шубин весна заклички заклички весны масленица масялна обряды язычество
Онлайн
Наш опрос
Клуб народной традиции - что бы Вы хотели?
Всего ответов: 162
Календарь
Праздники славян
Други
Дарисвет
Славянская Библиотека :: Славянское Язычество: славянская культура; искусства и ремёсла, РОДные боги, духи и существа, книги, музыка различных стилей, видео, клипы, календарь, традиционные славянские праздники, Вече.

Рейтинг Славянских Сайтов

Статистика





















[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Светолик  
Ярила Вешний — 23 цветеня
СветоликДата: Шесток, 21.04.2012, 02:41 | Сообщение # 1
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Offline
В этот день проводится обряд – Отмыкание Земли, или по-другому – Зарод. В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

Если благоприятствует погода, совершается торжественный выгон скота на пастбище: впервые после зимы выгоняют до зари скот на траву – на Ярилину росу.

Ярило (как и Хорс) ещё и покровитель коней. Просят Ярилу – Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря – оберечь скот от всякого хищного зверя.

Рано утром молодёжь обходит все дворы с приговором:

Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!

Перед выгоном скотины хозяева гладят животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривают пастуха. Под ноги скотине выкладывают поясок, чтобы она перешагнула через него, – чтобы скот знал дорогу домой.

После этого скотину выгоняют веткой вербы во двор и кормят «бяшками» – особыми хлебцами.

Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт. Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда «обхода». Потом, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть). После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивается невидимая волшебная изгородь, которая защищает «от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». После чего волшебный круг замыкался железным замком.

На Ярилу запахивают пашню, говорили:

«На Ярилу выезжает и ленивая соха».

С этого дня начинаются весенние свадьбы.

Мужчины и женщины катаются по полям, чтобы с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми.

С этого дня начинают катать яйца с красной (красивой, покрытой первыми цветами) горы. Делают особый желоб из ствола дерева, с круглыми «воротами» на конце. По этому желобу катят крашеное расписное яйцо: чьё дальше укатится, тот и победитель.

Вечер заканчивается всеобщим гулянием.


 
СветоликДата: Шесток, 21.04.2012, 02:42 | Сообщение # 2
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Offline
Ярило – древний бог ярой жизненной силы. Его имя родственно словам «яркий», «ярый», «яростный»; корень «яр» в славянских языках связан с весной («ярец» - май), хлебом («яровые») , молодыми животными («ярочка» - овечка, «переярок» - волчонок), любовной страстью («ярун» - токующий тетерев или бык-производитель) и гневом («ярость»).
В России этот бог известен как Ярило, Ярила или Ярун (летописец Ананий Фёдоров в 1754 году сообщал о почитании в городе Суздале бога Яруна), в Белоруссии он – Ярыла, на Украине – Джурило (Журило). Западные славяне называли его Яровитом. Славили Ярилу (под различными именами) также сербы, болгары, хорваты, словенцы… После христианизации славян Ярилу стали называть святым Георгием \ Юрием \ Егорием Храбрым.
Ярило способствует земному плодородию, любви (в Сербии девицы молили св. Юрия о женихах) и деторождению. Он же – бог-пастух, оберегающий скот от хищных зверей, болезней и колдунов.
У белорусов, по свидетельству Древлянского, ещё в 19 веке сохранялся древний праздник встречи Ярилы, которого они представляли в виде босоногого юноши на белом коне, в белом плаще и с венком на голове. В его левой руке – сноп колосьев ржи, в правой – человеческая голова. В конце месяца цветня (27 апреля), белорусы встречали всадницу, наряженную Ярилой (выдающийся исследователь религий Мирча Элиаде пишет: «Двуполость фигурирует среди атрибутов божеств именно в качестве парадигматического выражения творящей силы. (…) Большинство божеств растительности и плодородия двуполы или несут на себе следы андрогинности»; по-видимому, с этим связано исполнение роли Ярилы девушкой), и вели коня по полям с песней:
«Волочился Ярило,
Да по всему свету
Полю жито родил,
Людям детей плодил.
А где он ногою,
Там жито копною,
А где он глянет,
Колос зацветает».
Все участники обряда были в венках из цветов, а вокруг «Ярилы» длинной вереницей вился хоровод.
Этот же праздник во многих других местах справляли в слегка христианизированном виде – как день святого Георгия \ Юрия (23 апреля). К нему на Руси было приурочено начало земледельческих работ и первый выгон скота на пастбища. Хорваты и словенцы 23 апреля встречали Зелёного Юрия: ряженый, покрытый зеленью, в сопровождении свиты, ходил, прыгал и раздавал зелёные ветки. В Словении при этом пели:
«Зеленого Юрия водим,
Масло и яйца просим,
Ежи-Бабу прогоняем,
Весну рассыпаем!»
Во завершение обряда ряженого окунали в реку. По-видимому, это – пережиток человеческого жертвоприношения: во многих европейских странах персонажей, подобных словенскому Зелёному Юрию (Короля, Дикаря, Пфингстля) символически умерщвляли различными способами на праздниках весны. Ярило – бог растительности; как считали наши предки, подобно ей он ежегодно умирает, отдавая свою Силу природе, и воскресает вновь.
Как пишет А.Н. Афанасьев в своих «Поэтических воззрениях славян на природу», «В некоторых местностях России выбирают на Юрьев день красивого парня, одевают его в зелень и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами; с зажженным факелом в руке он несет этот пирог в поле, а следующая за ним толпа девиц поет в честь Юрия обрядовые песни. Так обходят они трижды вокруг засеянных нив; после того разводят наподобие круга костер, оставляя в средине его пустое место, куда кладут принесенный пирог. Все усаживаются возле огня, пируют и делят между собою пирог — так, чтобы каждому досталось по куску». Этот же автор сообщает, что 23 апреля « (…) по всей Руси служат на пашнях молебны и окропляют их св. водою; в Тульской губ. молебны совершаются у колодцев (…) рано поутру крестьяне катаются на нивах по росе, чтобы «быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса», а на другой день начинают сеять яровые хлеба».
Широко распространены были и обряды, связанные с пастушескими функциями Ярилы. В Юрьев день скот выгоняли в поле освящённой вербой и обращались с молитвой к Егорию:
«Егорий ты наш Храбрый!
Ты спаси нашу скотинку,
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого».


 
СветоликДата: Шесток, 21.04.2012, 02:42 | Сообщение # 3
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Offline
Болгары и сербы в этот праздник приносили в жертву ягнят. По свидетельству А.Н. Афанасьева, «В некоторых местностях России и в Карпатах, по случаю весеннего выгона скотины на пастбище, поселяне приготовляют пирог в виде овна, который зарезывается рукою главного пастуха, как символическая жерт¬ва богу — покровителю стад, и потом сохраняется, как целебное лекарство для овец».
У славян был широко распространён обряд проводов \ похорон Ярилы, символизирующий ежегодную смерть божества. Изображение бога (предположительно, заместившее собой живого человека, олицетворявшего Ярилу и приносимого ему в жертву) ритуально уничтожали - сжигали, топили, закапывали в гробу… Иногда изготовляли два изображения – мужское и женское (Ярилу и Ярилиху, Семика и Семичиху). А. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» так описывает «похороны Ярилы»: «В Костроме отправляли еще погребение в честь Ярилы на Всесвятское заговенье. Там старик, одетый в изорванное платье, нес во гробе куклу Ярилы, которая изображала мужчину со всеми естественными его частями. Пьяные женщины провожали ее с рыданиями и потом зарывали в землю». Разновидностью этого же обряда, возможно, является скатывание горящего колеса с горы.
На Руси «похороны Ярилы» совершались в разных местах в разное время: от Троицы до первого понедельника после Петрова поста (29 июня). Исконными датами действа, по-видимому, являются 4 июня и Купала. Академик Б.А. Рыбаков обнаружил на кувшине-календаре IV века (найденного возле реки Рось) знак дерева на делении, соответствующем 4 июня. В этот день в Нижнем Новгороде провожали Ярилу, завивая берёзку и скатывая с горы огненное колесо; на эту же дату по свидетельству Оттона Бамбергского у западных славян-язычников приходился крупный праздник. Иван Кирчук в своей работе «Ярила-Купала» пишет: «Ярилин день справлялся почти в то же время, что и Купала, чаще всего в петровские заговены. Название Ярилин день, или Ярилки, сохранилось там, где Купалу не праздновали. И. М. Снегирев отмечал, что "Иван Купала... между чернью назывался Ярилов день в Ярославской, Тверской и Казанской губерниях"».
Небольшое обобщение. Как видно из вышесказанного, каждый год славяне встречали Ярилу, чествовали его и провожали (хоронили). Следует отметить, что встреча и проводы Ярилы могли проходить в разное время либо, наоборот, отмечаться в рамках одного и того же праздника. Словенцы, как уже было сказано, встречали «Зелёного Юрия» 23 апреля и в этот же день окунали в реку ряженого, изображавшего бога. В Кинешме (Россия) праздник Ярилы длился два дня: в первый день Ярилу встречали, во второй – хоронили. Обряд «похорон» мог отображать не только смерть бога, но и его последующее воскресение – Дж. Дж. Фрезер в «Золотой ветви» приводит такие сведения: « (…) в Украине бытовал обычай отмечать в пасхальную неделю похороны божества весны, по прозвищу Кострубонько. Вокруг девушки, которая лежала на земле, притворившись мертвой, медленно двигался хоровод с песней: «Умер, умер наш Кострубонько! \
Умер, умер наш дорогой!» Неожиданно девушка вскакивала на ноги, и хор радостно восклицал:
«Ожил, ожил наш Кострубонько! \ Ожил, ожил наш дорогой!»
Чествование Ярилы сопровождалось разгулом и весельем: пиром, плясками, кулачными боями, любовными вольностями: как пишет А. Терещенко, «Матери охотно отпускали своих дочерей на ярилино гулянье, как они говорили, “поневеститься". Женихи высматривали невест, а невесты женихов, но, однако, происходили дурные последствия от поневестивания. Во время ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под ветвистыми деревьями, которые прикрывали таинственные ощущения». Впрочем, нужно сказать, что на Руси оргиастический характер носил летний праздник проводов Ярилы; встреча бога весной проходила довольно благопристойно.


 
СветоликДата: Шесток, 21.04.2012, 02:43 | Сообщение # 4
Жрец
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Offline
В завершение рассказа о яром боге коснёмся вопроса о связи Ярилы с солнцем. Многие исследователи Традиции отрицают наличие таковой – к примеру, Л.Р. Прозоров утверждает: «Ярило — один из известнейших славянских Богов; но с ним же связано и одно из известнейших заблуждений в области славянской мифологии, закреплённое популярной и художественной литературой а ныне — и иными произведениями «славянского фэнтези». Я говорю, конечно, об отождествлении Ярилы с Солнцем». На мой взгляд, это мнение ошибочно, и Ярило действительно является богом солнца и света. Приведу здесь некоторые доводы «за» (по большей части взятые из книги Дудко «Матерь Лада»):
1) В сербских песнях на белом коне ездит Солнце. Согласно представлениям белорусов, конь Ярилы был белым (есть и другие варианты его масти – белорусы считали коня святого Георгия золотым, а, по мнению хорватов, конь Зелёного Юрия был зелёным). Вообще, лошадь – животное, связанное с солнцем.
2) В русских заговорах у святого Георгия белый конь и белая борода, он ходит в белой одежде и золотом венце, спускается с неба по золотой лестнице, неся триста золотых стрел и луков, поражает нечисть стрелами и пламенным копьём. На древнерусских иконах он изображался, опять же, на белом коне, а на одной иконе XV века – с солнцем на щите.
3) В русских духовных стихах у Егория Храброго руки по локоть в золоте, ноги – по колено в серебре, во лбу – солнце, на затылке – месяц, в косах – звёзды. В болгарской песне его плащ – месяц, перстень – звезда, а шапка – солнце.
4) Во время проводов Ярилы в Нижнем Новгороде (а также во время празднования Купалы в ряде мест) скатывали с горы горящее колесо – символ солнца. Возможно, оно символизировало и Ярилу.
5) В храме Яровита (согласно житию Оттона Бамбергского) висел золотой щит, посвящённый этому богу.
6) Мельников-Печёрский в книге «В лесах» приводит «сказание наших праотцов о том, как бог Ярила возлюбил Мать Сыру Землю, и как она народила всех земнородных», по его словам, сохранённое староверами. В нём Ярила – бог света, а солнце – Ярилино око.


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: